Презентация по мхк на тему “планировка римского дома. фреска и мозаика

Содержание

  • Слайд 1

  • Слайд 2

    Римская мозаика — тип мозаики, набираемый из мелких кубиков камней разных цветов либо смальты, малые размеры модулей позволяют достичь высокой точности и изящества изображения. Эта техника используется и в декоративно-прикладном искусстве, она существует со времён Древнего Рима.
    Нептун, управляющий колесницей.

  • Слайд 3

    История:
    Мозаику римляне переняли от древних греков. Самые ранние из известных образцов римской мозаики находятся в Делосе и датируются II веком до н. э..
    Искусство мозаики стало активно развиваться в периоды правления Юлия Цезаряи Октавиана Августа, когда большие богатства начали стекаться в Древний Рим с завоеванных территорий.
    Мозаика «Гилас и нимфы». Разноцветный камень, мрамор. Конец III – начало IV в.

  • Слайд 4

    Первые мозаики были довольно простыми и ограничивались геометрическими орнаментами. С ростом мастерства наиболее популярными стали антропо- и зооморфные изображения и сюжетные композиции. Каждый зажиточный римлянин имел в своем доме хотя бы одну мозаику, которой чаще всего украшали пол и стены.
    Юлий Цезарь приказывал выстилать пол мозаикой в своем временном жилище даже во время походов.

  • Слайд 5

    Плиний Старший упоминает в «Естественной истории» пергамского художника Соза, который изобразил на полу в мозаичной технике в натуральную величину остатки пира: кости, крабьи клешни, фрукты и овощи, раковины.
    Другой известной работой мастера считается мозаика «Голуби на чаше».

  • Слайд 6

    В Помпеях были найдены мозаики с изображением собаки и надписью Cavecanem («берегись собаки»), которые предупреждали непрошенных гостей о том, что дом охраняется собакой.
    Эти мозаики обычно были выложены на дороге перед домом и были выдержаны в черно-белой гамме. Чаще всего собаки были изображены на цепи и с оскалом, реже — свернувшиеся в клубок.

  • Слайд 7

    Наиболее известной римской мозаикой из Помпей является «Битва при Иссе», изображающая Александра Македонского в битве с персидским царём Дарием III. Мозаика была найдена на полу в одном из помещений дома Фавна. Оригинальный размер составлял 313×582 см, но часть фрагментов не сохранилась.

  • Слайд 8

    В III веке н.э. Римская империя переживала глубокий политический и социально-экономический кризис. Чтобы скрыть от плебса реальное положение дел, верхние слои населения тратят огромные суммы на пиршества и внешний лоск. Мозаика получает еще более широкое применение.

    Роскошные термы Каракаллы, построенные в начале III века, были богато украшены мозаикой, иногда с применением позолоты.

  • Слайд 9

    Мозаичная техника
    Первые мозаики были выполнены в технике галечного мощения, при котором использовались целые камушки.
    Затем чаще стали раскалывать гальку на более мелкие фрагменты (тессеры), из которых получались более точные, утонченные изображения.
    В штучной мозаике в отличие от вышеупомянутых техник используются различные по величине и форме пластинки (обычно центральный элемент представляет собой цельную пластинку, более мелкие тессеры обрамляют его).
    Мраморная кладка на полу виллы Адриана

  • Слайд 10

    Цветовая палитра была расширена за счет применения таких природных материалов, как мрамор, сланец, разноцветный известняк, полудрагоценные камни. Однако эти материалы были достаточно дорогостоящими, поэтому мастера по-прежнему довольствовались цветами гальки. С открытием более дешевого стекла в качестве мозаичного материала работы стали более художественными и яркими.
    Смальта стала традиционным материалом для создания мозаик.
    Мозаика «Июнь». Разноцветный камень, смальта. III в.

Посмотреть все слайды

Как использовать римскую мозаику в интерьере?

Больше всего такая плитка подходит для обстановки, которая выполнена в античном стиле. Вы можете заказать небольшое панно или фреску или же нанять мастера для отделки большой площади в помещении.

При оформлении комнаты мозаикой следует соблюдать одно простое, но важное правило: чем просторнее помещение, тем крупнее должна быть картина из плитки. Ведь в слишком большой комнате миниатюрное изображение просто затеряется

При этом в маленьком месте обилие фресок или плиточного орнамента может выглядеть слишком вычурно и неуместно. Попытайтесь найти наиболее гармоничный вариант.

Чаще всего для составления композиции используют натуральные камни. Однако такой вариант отличается достаточно большой стоимостью. Поэтому можно выбрать для мозаики керамику или более доступные современные разновидности плитки.

Помните о том, что поверхность, на которой будет располагаться римская мозаика, должна быть однотонной. Иначе вы не достигнете желаемого эффекта и посторонние цвета и орнаменты будут отвлекать от мозаичной картины. Если вы хотите разместить крупное изображение в просторной комнате, то расположите его по центру. Так мозаика будет выглядеть наиболее выигрышно.

Кстати, если ваша квартира выполнена совсем не в античном стиле, а разместить римскую мозаику вам все же хочется, то не стоит отказывать себе в таком удовольствии. Особенность римской мозаики заключается в том, что она отлично сочетается с разными видами стиля, хоть и сама является достаточно яркой.

Во все времена такое искусство было показателем хорошего вкуса и высокого статуса владельца дома. Поэтому не стоит переживать, что вы рискуете оказаться не в самом выгодном положении, если добавите римской экзотики в свой привычный интерьер. Римская классика будет актуально всегда, эта техника не подвластна времени.

Используйте плитку для оформления чаши своего бассейна. Или же облицуйте мозаикой каминный зал. Вот увидите, такой прием не останется без внимания. А если вы решите полностью оформить ванную комнату в стиле римской эпохи, то результат будет просто потрясающим. Дополните пространство подходящими по стилю аксессуарами, и у вас получится великолепный интерьер.

Процесс создания мозаики показан в видео ниже.

Флоренция

Флорентийская мозаика Pietra Dura (с итальянского – «поделочный камень») — уникальная техника, самая сложная из существующих. Это древнейшее искусство, в основе которого положена работа с каменными пластинами.

Флорентийская мозаика была особенно популярна в XVI-XIX вв. В конце XVI в. В город были приглашены мастера из Милана, в котором создание изделий из камня в тот период времени процветало. Покровителями мастеров выступали члены семьи Медичи, которые создавали первые мастерские и впоследствии стали главными заказчиками.

Особенности направления:

  • В работе использовали полудрагоценные камни — тигровый глаз, аметист, малахит, лазурит, гематит, яшму, мрамор, авантюрин, горный хрусталь, агат, халцедон;
  • Проект рисунка создавался с учётом особенностей фактуры и естественного узора камней;
  • Форма плиток не ограничивалась классическим прямоугольником;
  • Платины укладывались настолько плотно друг к другу так, что зазор отсутствовал;
  • Технику использовали для украшения стен, элементов мебели (столов, шкафов), шкатулок, шахматных досок;
  • Филигранность исполнения («каменная картина»), сложность и реалистичность композиции. Мастера создавали марины, натюрморты, пейзажи, аллегорические сцены.

Мозаика, выполненная во флорентийской технике на створках деревянного шкафа, из 20000 цветных камней (яшмы, лазурита, мрамора, амазонита и прочих). Петергофская гранильная фабрика. 80-90-е гг. XIX в.

Фрески в базилике Санто Стефано Ротондо

Цикл фресок, украшающих стены раннехристианского храма, производит сильнейшее впечатление не только своей красотой, но и тем, что на них изображено. Созданные во второй половине XVI века знаменитым Помаранчо росписи изображают сцены мученичества христианских святых.

На фресках можно увидеть практически все виды казней, применявшихся во времена гонений на христиан с I по IV века нашей эры. Данный цикл, являющийся своего рода наглядной энциклопедией мученичества, уникален в своем роде и дает широкое представление о самом сложном и трагическом периоде в истории Церкви.

Советуем почитать:

 Собор Святого Стефана на Целии в Риме

Византия

Самая древняя мозаика Византии датирована III-IV вв. н.э. Золотое время данной технологии приходится на VI-VII и IX-XIV вв. н.э. Учитывая дороговизну материалов и работы, основным заказчиком мозаики Византии была католическая церковь. Великолепная древняя мозаика сохранилась в храмах Италии (в Равенне, Монреале, Чефалу) и Турции (в Соборе святой Софии в Стамбуле). Основные мотивы – библейские сюжеты.

Византийская мозаика – это эталон, она характеризуется высоким художественным мастерством. Изображения точны, предпочтение отдаётся большим полотнам, учитывается эффект масштаба: удалённость зрителя, его местоположение. Отличительная черта рисунка – наличие контура у каждого изображённого объекта. Цель приёма – зрительно выделить элемент на общем, чаще золотистом, фоне при просмотре с большого расстояния.

Мозаика «Христос Пантократор». Кафедральный собор епархии Чефалу (Италия, о. Сицилия). 1145-1148 гг.

Как выглядит смальта

Мастера в своей работе использовали смальту – цветное стекло. Технология основана на добавлении к стеклу оксидов металлов, придающих плитке необходимый цвет. В мастерских получали до нескольких сотен различных оттенков. Материал для мозаики в Византии был очень дорог. Для создания панно прибегали к смальте с добавлением сусального золота, подмешивали медь и ртуть. Технология характеризуется плотностью расположения пластин (небольших квадратов, реже иной формы) и применением прямого набора при их укладке. Готовое полотно имеет неровную поверхность и характерный блеск.

Фрески Сикстинской капеллы

Расположенная в Апостольском Дворце Ватикана часовня Успения Пресвятой Богородицы, более известная как Сикстинская капелла, прославилась на весь мир своими потрясающими росписями. Над декоративным оформлением интерьера одного из главных помещений Святого Престола в свое время работали такие выдающиеся художники как Боттичелли, Перуджино, Гирландайо, Пинтуриккио, Пьетро ди Козимо и, конечно же, Микеанджело. Не смотря на то, что капелла до сих пор используется по своему прямому назначению, она почти всегда открыта для свободного посещения.

Наиболее известными фресками часовни являются росписи ее свода, над которыми трудился великий Микеланджело Буонарроти. Серия сюжетов, взятая им из Книги Бытия, рассказывает об истории дохристианского периода. Работа над декоративным оформлением свода, площадью 512 квадратных метров, длилась 4 года. Подробно о фресках Сикстинской Капеллы мы писали здесь.

Преимущества

Специалисты из сферы декорирования составили перечень достоинств использования данного тренда в современных интерьерах.

Долговечность

Фрески, созданные мастерами еще в далекие времена, сохранились до нашего времени. Современные изделия могут похвастаться долговечностью и практичностью. После укладки украшение сохранит красоту на протяжении многих десятилетий. Это лучший выбор отделки для тех, кто не любит часто менять декорирование, тратить на эту работу время и деньги.

Классика

Рисская мозаика сохранила свою актуальность на протяжении нескольких сотен лет и дошла до нашего времени. Такой декор является модным, стильным и классическим. Не зависимо от модных тенденций и изменений в сфере декора мозаика в актиническом стиле будет уместна и актуальна.

Надежность

Материалы, используемые для изготовления частиц мозаики, могут похвастаться износостойкостью, практичностью, устойчивостью к механическим нагрузкам и повреждениям. Качественная плитка сохраняет форму и фактуру достаточно долго. Она не трескается и не лопается.

Уход

Ухаживать за композицией из мозаики легко. За счет прочной текстуры материала, плотности пыль и загрязнения остаются на поверхности. Обычной влажной уборки будет вполне достаточно, чтобы очистить поверхность.

Локальный ремонт

В случае повреждения одного из элементов композиции его можно заменить новым, не демонтируя целое полотно. Такая возможность значительно сократит затраты на ремонт.

Презентация на тему: ” Фресковые и мозаичные композиции. Характерные черты Великолепие декоративных композиций Великолепие декоративных композиций Богатство сюжетов Богатство.” — Транскрипт:

1

Фресковые и мозаичные композиции

2

Характерные черты Великолепие декоративных композиций Великолепие декоративных композиций Богатство сюжетов Богатство сюжетов Разнообразие художественных приёмов Разнообразие художественных приёмов Освоение воздушной перспективы Освоение воздушной перспективы Развёрнутое изображение окружающей человека среды Развёрнутое изображение окружающей человека среды

3

Характерные черты Непосредственность восприятия окружающего мира Непосредственность восприятия окружающего мира Стремление показать реального человека, его внутренний мир и физическую красоту Стремление показать реального человека, его внутренний мир и физическую красоту

4

Художник из Геркуланума. Портрет девушки Около 50 года Диаметр 29 см

5

Фреска Роспись стен по сырой штукатурке. Роспись стен по сырой штукатурке.

6

Птицы. Роспись дома в Помпеях Конец 1 века до н. э.

7

Портрет Паквия Прокула и его жены Около года н. э. Высота 58 см Фреска Неаполь.

8

Роспись из дома в Помпеях. Середина 1 века н. э.

10

Христос – солнечное божество. Мозаика гробницы Юлии, обнаруженной под собором св. Петра годы н. э. Рим

11

Мозаика Картина или орнамент, выполненные из маленьких кусочков камня, стекла или поливной керамики. Картина или орнамент, выполненные из маленьких кусочков камня, стекла или поливной керамики.

12

Смальта Кусочки специально сваренного стекла. Кусочки специально сваренного стекла.

13

Битва Александра Вторая половина 2 века до н. э. Мозаика

14

Битва Александра Македонского с Дарием. Деталь мозаики

15

Битва Александра Македонского с Дарием. Деталь.

16

Гладиатор. Мозаика из терм Каракаллы в Риме Начало 3 века н. э.

17

Зима. Мозаика композиции “Четыре времени года” из Эль Джема, Тунис Вторая половина 4 века н. э.

18

Иона. Деталь мозаики пола Базилики епископа Феодора Начало 4 века н. э.

19

Голова льва. Мозаика виллы близ Пьяцца Армерина, Сицилия годы н. э.

20

Портрет девушки из Фаюма, Египет Начало 3 века н. э. Энкаустика

21

Энкаустика восковая живопись по дереву или ткани, выполненная горячими восковыми красками. восковая живопись по дереву или ткани, выполненная горячими восковыми красками.

22

Портрет усопшего из гробницы в Файюме 2 век н. э. Дерево, восковые краски

23

Творческое задание Римская культура во многом похожа на греческую. А можно ли её назвать уникальной и неповторимой? Одни учёные считают римскую цивилизацию подражательной и слишком утилитарной, видя в ней последнюю стадию единой греко-римской, или античной, цивилизации. Другие утверждают. Что Рим создал своеобразную, оригинальную цивилизацию со своей системой ценностей. Римская культура во многом похожа на греческую. А можно ли её назвать уникальной и неповторимой? Одни учёные считают римскую цивилизацию подражательной и слишком утилитарной, видя в ней последнюю стадию единой греко-римской, или античной, цивилизации. Другие утверждают. Что Рим создал своеобразную, оригинальную цивилизацию со своей системой ценностей. Каково твоё мнение? Каково твоё мнение?

Сфера применения

За счет современных технологий и инновационных материалов появилась возможность использовать данный стилистический прием в различных помещениях и их локациях.

Профессиональные декораторы составили перечень комнат, где римская мозаика будет смотреться гармонично и эффектно, это:

  • кухня;
  • столовая;
  • ванная;
  • гостиная;
  • сауна или парная;
  • фасад здания (внешняя отделка).

При помощи мозаики можно выразительно и стильно оформить такие зоны и элементы, как:

  • камины;
  • ступени лестниц;
  • чаши бассейнов.

Торговые марки, занимающимся производством данной продукции, нередко получают заказы на изготовление коллекций и композиций для декорирования каминных залов, просторных гостиных с высоким потолком. Профессиональные дизайнеры продолжают экспериментировать с цветами и формами, создавая уникальные и оригинальные полотна.

Рим

Древняя мозаика Рима стала базой, которой воспользовались будущие поколения мастеров. Но в то же время римская мозаика как искусство, как технология была заимствована у греков. В работе используются кусочки смальты или мелкого камня — преимущественно мрамора и других натуральных камней — в форме квадрата или прямоугольника. Традиционно римская мозаика использовалась для декора стен и полов помещений (и публичных, и частных).

Самая древняя мозаика датирована II в. до н.э. и найдена на греческом острове Делосе. Первые образцы – геометрические орнаменты, набранные из целых необработанных камней. Позднее появились стилизованные изображения людей и животных.

Известны следующие техники:

  • Opus tessellatum, при которой в работу шли тессеры (каменные осколки) размером свыше 4 мм;
  • Opus vermiculatum, для которой брали тессеры величиной не более 4 мм, что позволяло прорисовывать мелкие детали;
  • Opus sectile, сочетавшую и крупные и мелкие пластины;
  • Opus regulatum, где картины формируются из кусочков породы одинакового размера, выложенных ровными линиями.

Прекрасно сохранившаяся римская мозаика с Посейдоном. Турция, г. Газиантеп.

  • Светлый фон, хаотично набранный из однородных камней;
  • Декоративные элементы (узор, фигуры) формируются за счёт более мелких фракций;
  • Цветовая гамма картины ограничивается финансовыми возможностями заказчика – чем монументальнее проект, тем он дороже, тем более разнообразный материал используется, тем лучше художник может показать своё искусство и мастерство.

Материалы

В процессе изготовления мозаики в римской тематике раньше использовали разнообразные материалы, среди которых востребованным сырьем был оникс, а также мрамор, туф. Иногда применяли морские камешки. Натуральный камень обладает особым изыском и привлекательностью. Насыщенный природный цвет понравится каждому. Иногда мастера использовали гальку, называя прием с ее использованием варварским.

В настоящее время в процессе производства современные компании используют специальные керамические составы. Такой материал обладает замечательными эксплуатационными характеристиками, он устойчив, практичен и износостоек. Частицы не боятся воды, горячего воздуха и перепада температуры. За счет специальных технологий оттенок плитки и нанесенный рисунок очаровывают четкими линиями и яркими красками.

Как наколоть мрамор для создания римской мозаики, смотрите ниже.

Венеция

Венеция — это искусство, а искусство — это Венеция. Потому здесь была создана собственная школа мозаичного дела. И искусство это здесь процветало, чему свидетельствует только список храмов, где имеется венецианская мозаика:

  • Архиепископская капелла (Равенна, 1112 г.);
  • Церковь Санта Мария э Донато (о. Донато, вторая половина XII в.);
  • Собор Сан-Марко (Венеция, XII-XIII вв.).

Мозаика центрального купола собора Сан-Марко. Венеция, Италия. XII в.

  • Фигуры людей тяжеловесны, а их лица однообразны;
  • Ярко выражена линейная стилизация, особенно заметная при передаче объёма и перспективы;
  • Преобладает тёмная цветовая гамма.

Современная венецианская мозаика — «терраццо», созданное на основе цементной смеси и инертных материалов (каменной крошки, осколков гранита, битого цветного стекла).

Классическая венецианская терраццо

comments powered by HyperComments

Техника и изображения

Сначала римская мозаика складывалась из цельной гальки. Такая техника получила название «варварская». Усовершенствование обработки камней позволило использовать для изображения вырезанные ровные фрагменты камней, за счет чего картины становились все более четкими.

Национальный музей Бардо, Тунис. Римская мозаика. Одиссей слушает пение сирен.

Известно четыре техники выполнения настенных и напольных рисунков древнеримской мозаики из обработанных камней:

  1. Opus tessellatum. Размер фрагментов более 4 мм. Крупная мозаика.
  2. Opus vermiculatum. Размер элементов картины менее 4 мм. Римская мозаика получалась более детальной и четкой.
  3. Opus sectile или Флорентийская. При данной технике используются фрагменты различного размера: как цельные камни, так и обработанные. Как правило, необработанный элемент помещали в центре, обрамляя его мелкими камнями или стеклами.
  4. Opus regulatum. Равные между собой элементы складывались в рисунок правильной геометрической формы наподобие шахматной доски.

По сравнению с цельнокаменным мощением техника opus tessellatum оставляла менее широкие швы между своими элементами. Промежутки между камнями закрашивались краской в тон фрагментам. Также использовали цветное стекло — смальту, произведенную из кремниевой кислоты и кобальта.

При технике Opus vermiculatum швы между колотыми камнями (тессерами) также подкрашивались. Картины становятся более четкими за счет уменьшения размера составляющих элементов. В такой технике сделаны сицилийские «Охотничья сцена» и «Голуби на чаше», «Обитатели морских глубин», «Всадник на тигре», «Завтрак женщины» в Помпеях.

Римская мозаика в стиле опус сектиле — более молодая техника, появившаяся благодаря стремлению сэкономить материал, создавая из камня пластины. «Плитками» и выкладывали нужное изображение. Этот метод требовал больших материальных затрат в силу своей технической сложности обработки камней. Римские мозаики в стиле опус сектиле украшали дома очень богатых господ.

Техника опус регулатум создавала геометрически правильные рисунки и использовалась для мощения дорог.

Кроме гальки, использовались также полудрагоценные камни, мрамор, известняк, щебень, стекло (смальта). Последнее вследствие дешевизны и эффектности стало наиболее распространенным материалом для выполнения изображений. Стекло использовалось при создании потолочных, настенных и напольных мозаичных картин. Эти произведения украшали храмы богов и дворцы патрициев.

Смальта изготовлялась из кобальта и кремниевой кислоты, ей придавались оттенки. Это разноцветное стекло словно светилось изнутри. Изготовление смальты обходилось дешево. А внешний вид мог имитировать драгоценные и полудрагоценные камни.

Сюжеты и разнообразие

Тематикой мозаики могут быть растительные орнаменты, классические натюрморты, птицы и животные, пейзажи, бытовые сюжеты и многое другое. Не зависимо от изображения качественный декор выглядит выразительно и привлекательно. Изображения представителей фауны и флоры являются классическими и замечательно вписываются жилые и общественные помещения. Раньше особо популярной была мозаика с изображением античных богов и мифологических сюжетов.

В настоящее время такие композиции используют в декоре. Это элегантное дополнение античных стилистических направлений. Современные покупатели имеют возможность воспользоваться услугой на заказ. Мастера создадут уникальное полотно в выбранной тематике заказчика. Размеры композиции зависят от пожеланий клиента. Однако имеются определенные рекомендации: чем крупнее комната, тем больше может быть декоративное полотно.

Преимущества материала

Мозаика не теряет своей популярности на протяжении многих веков. Это обусловлено множеством достоинств, которые отличают данный материал. Перечислим некоторые из них.

  • Прочность. Плитка не портится от перепадов температур, а также характеризуется устойчивостью ко влаге. Мозаике не страшны механические повреждения, она не трескается и не деформируется. К тому же, внешний вид плитки и насыщенность красок не меняются под воздействием солнечных лучей.
  • Долговечность. За счет своих качеств мозаика прослужит много десятилетий. Поэтому если вы украсите свой интерьер мозаикой один раз, вам не придется больше думать о ремонте.
  • Эстетичность. Панно и фрески, сделанные из римской мозаики, выглядят просто потрясающе. Они преобразят любой интерьер и придадут ему особый и неповторимый стиль. А варианты картин, которые можно создать при помощи этого материала, могут быть самыми разнообразными.
  • Практичность. Покрытие из мозаики не требует особого ухода. Ее легко очистить от любых загрязнений, не прилагая усилий и не тратя много времени.
  • Еще одним преимуществом римской мозаики является простота ее реставрации. Поскольку общая композиция состоит из множества отдельных элементов, их получится легко обновить при необходимости. Это делает срок службы такой плитки еще больше.

Несмотря на все плюсы данного материала, следует отметить и пару недостатков.

    У вас не получится сделать качественное панно из римской мозаики своими руками, если вы не имеете подобного опыта

    Для этого придется нанимать профессионалов и приготовиться к тому, что процесс весьма трудоемкий и занимает немало времени.
    Также немаловажно и то, что стоимость оформления при помощи римской мозаики по карману не каждому. Особенно если речь идет о больших площадях.

Опубликовано 27.01.2020 Обновлено 28.01.2020 Пользователем admin

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

16 + один =

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector