История мозаики

Виды

Стеклянную мозаику можно разделить на два вида: мелкие элементы и мозаичная плитка, которая включает множество деталей на одном полотне — специальной сетке.

Мозаичная плитка — это наиболее практичный вариант, поскольку она требует меньших затрат как в материальном, так и в профессиональном плане. Уложить такую плитку можно и самостоятельно, да и любой специалист широкого профиля справится с этой задачей.

Существует несколько видов мозаики на сетке, каждый из которых обладает определенными преимуществами и недостатками.

Самой популярной является мозаика из стекла одного тона, которую еще часто называют сплошным полотном. Все чипы на сетке одного тона, поэтому получить какой-либо рисунок не получится, разве что комбинировать несколько видов. Она легко укладывается, с легкостью моется и сохраняет прежний вид на протяжении длительного времени. Такая разновидность применяется для отделки ванных комнат и внутренней поверхности бассейнов.

  • Растяжки включают несколько цветов, создающих особое настроение. Иногда это омбре — полотно с плавным переходом от светлого оттенка к темному или наоборот. Дизайнеры применяют растяжку для создания цветового акцента, оформляя одну стену или определенный участок.
  • Мозаичная смесь представляет хаотичное распределение чипов разных оттенков. Такие узоры неповторимы, поскольку в полотне встречается один или два одинаковых оттенка.

  • Зеркальные элементы создают удивительную атмосферу. Это проявление роскоши и благородства, поскольку чипы зеркального исполнения визуально расширяют пространство и создают атмосферу чистоты, гармонии и спокойствия. Применимы в любом интерьере, главное, соблюдать пропорции и не делать больше, чем это действительно необходимо. Зеркальная мозаика с легкостью сочетается с другими видами полотен.
  • Наравне с зеркальной мозаикой актуальны виды с добавлением авантюрина, который дает отражающую поверхность. В результате получается уникальная мозаика с изящным блеском и необычным рисунком.

  • Добавление при изготовлении золотой фольги создает чипы золотого оттенка, которые выделяются на фоне остальных. Он гармонично соседствует с другими элементами, имеет несколько тонов и привносит в интерьер необычайный блеск.
  • Мозаика с перламутровой поверхностью — это универсальный вариант, который используется в разных жилых помещениях. Он подходит для создания яркого и оригинального полотна, выступающего в качестве акцента.

Мозаика в виде отдельных чипов — это возможность создавать интересное и уникальное по своим характеристикам полотно, но на это придется потратить немало времени, сил и денег. Она выпускается в разных оттенках и цветах, а коллекции начинаются от простых и бюджетных до безумно дорогих и элитных вариаций на актуальные темы.

В некоторых случаях мозаику изготавливают самостоятельно. Для этого используются ненужные изделия из стекла, которые ломают, придают им необходимую форму и выкладывают в качестве мозаичных элементов. Мозаика также бывает бумажной или каменной. Размеры таких изделий около 4 см или 30х30 мм.

Изготовление

Мастер выполняет кропотливую работу с огромным терпением. Каждый кусок материала отличается по размеру. Его вырезают, формируют, подвергают механическим воздействиям. Затем снова измеряют и повторно обрабатывают до тех пор, пока он не будет полностью соответствовать размерам для соединения с соседней деталью. Ремесленники нередко работе посвящают часы, чтобы получить один кусочек «головоломки».

Процесс выполнения техники разделяется на три этапа:

  • выбор материала;
  • сбор мозаики (прямой или обратный);
  • полировка поверхности.

Подбирая камни, стоит учитывать свойства породы, поскольку каждый минерал обладает оптическим характером. Это пористость, гладкость, яркость, насыщенность цвета.

В 21 веке за счет цифровых технологий выполнить такую работу можно быстрее. Лазерный луч переносит изображение с компьютера без лишних погрешностей и оставляет нужный запас по краям элемента.

На подготовленных предметах делают разметки и режут детали на станке. Толщина готовых пластин достигает 2-3 мм. Доработка частей происходит на станке для шлифования деталей. Обратный метод для сборки картины – укладка элементов лицевой стороной вниз, используя трафареты. Собранную основу закрепляют клеем с изнаночной стороны. Этот способ применяют для объемных работ. Завершающим штрихом является шлифовка готовой поверхности.

Метод прямого набора изображения – укладка деталей на объекты (столешницу, сундук, шкатулку). Опытные мастера производят укладку фрагментов при помощи закрепляющего слоя. Все выложенные элементы на поверхности обрабатывают полировочной пастой. Полировку выбирают разную в зависимости от рабочего материала. Завершающая отделка показывает блеск, переливы оттенков на художественной композиции.

Еще больше информации о флорентийской мозаике смотрите в следующем видео.

Материалы

Для создания мозаики изначально использовали только драгоценные и полудрагоценные камни. С развитием ремесла умельцы добавили популярные и прочные искусственные материалы. Мозаика из камней долговечна, природная яркая краска не выцветает от попадания солнечного света. Натуральный камень сохраняет насыщенность цвета. Плавный переход оттенков на материале помогает мастеру выполнить композицию, схожую с оригиналом картины.

Классический пример использования: темный мрамор для фона в сочетании с яшмой, аметистом, бирюзой создаст нужный контраст. Элементы становятся ярче на плоскости черного цвета. Следы на камнях (штрихи, разводы, пятна) – основа этой техники. Секрет мастеров в изменении оттенка рабочего инструмента – воздействие температуры. Прогретый мрамор приобретает нежную розовую гамму, халцедон становится ярче после нагрева. Для работы подбирают пластины, которые имитируют листву деревьев с прожилками, для изображения животных – камень с рисунком ворсинок.

Стекло

Стеклянная поверхность панно обладает гладкой, целостной структурой. Используется для украшения декоративного искусства, конструкций и мебели.

Стеклянная мозаика обычно делится на две подкатегории: для украшения стен и потолков, декора мебели и аксессуаров. Художественная форма возникла в 1500-х годах в эпоху Ньяуньяна. Стеклянная мозаика сочетается с драгоценными и полудрагоценными камнями.

Керамика

Картины или отделка, выполненные из керамики, имеют следующие достоинства:

  • прочность, твердость;
  • отличное сопротивление износу;
  • низкую теплопроводность;
  • коррозионную стойкость;
  • электрическую изолированность;
  • химическую стойкость;
  • отличную отделку поверхности.

Материал бывает глянцевым и матовым. Зеркальную поверхность используют для стен, компоненты без блеска рекомендуется укладывать на пол.

Завершающим этапом мозаики из керамики выступает затирка. Ее роль состоит в соединении элементов.

Использование флорентийской мозаики сегодня

Высокую декоративность флорентийских мозаик давно оценили архитекторы. В советский период использование различных видов мозаики для общественных помещений переживало свой расцвет. В основном панно делали из смальты, но флорентийский метод также не был забыт и активно применялся. А поскольку эта техника наиболее долговечна, так как годы не властны над каменными картинами, то они до сих пор выглядят как новые.

В современных интерьерах правильно подобранная флорентийская мозаика не будет выглядеть чужеродным и устаревшим элементом. Великолепные узорные панно для стен и пола в холле, ванной, кухне можно вписать как в классический стиль, так и в модерн, они оживят строгий хай-тек или лофт. Прекрасно будут смотреться мозаичные полотна и в отделке бассейна или террасы в загородном доме.

Интересно смотрятся и малые формы данной мозаики: декорирование шкатулок, зеркал, подарочных письменных наборов для кабинета и так далее.

Эта техника также широко используется в ювелирном деле: крупные броши, серьги, перстни, кулоны с наборным каменным рисунком несут в себе особую притягательность натурального материала.

Несмотря на технологический прогресс, метод флорентийской мозаики все равно остается трудоемким и рукотворным, поэтому эти произведения достаточно дороги, а цена лучших образцов сопоставима со стоимостью шедевров классической живописи.

Еще больше об искусстве «каменной живописи» в следующем видео рассказывает мастер.

Метод изготовления

Процесс изготовления флорентийской мозаики можно условно разбить на три этапа:

  • заготовительные операции — выбор качественного сырья, разметка камня и его нарезка;
  • набор элементов мозаики — существуют два способа: прямой и обратный;
  • финишная отделка — доводка и полирование изделия.

Выбирая камень, очень важно знать и учитывать его свойства, поскольку от этого зависит направление реза. Каждый минерал обладает индивидуальными оптическими характеристиками, по-особому переливается на свету и имеет свою структуру

Камень обязательно смачивают водой, тогда он становится ярким, как после полировки, и можно понять, как будет выглядеть готовое изделие.

Отобранные камни размечаются и режутся на специальном станке. Во время этого процесса обильно льют холодную воду для охлаждения пилы и тщательно следят за соблюдением техники безопасности. Элементы вырезаются с запасом на обработку стыков.

Флорентийские мастера вырезали нужные фрагменты из тонких, толщиной в 2-3 мм пластинок с помощью особой пилы — своеобразного лука из согнутой упругой вишневой ветки с натянутой проволокой. Некоторые умельцы продолжают использовать этот аутентичный инструмент и сегодня.

Доводка отдельных деталей по контуру производится на шлифовальном станке с помощью карборундового круга или алмазной планшайбы, вручную дорабатывается алмазными надфилями.

При сборке элементов в общую картину обратным методом фрагменты мозаики укладываются лицевой стороной вниз по трафаретам и закрепляются с изнанки клеящим составом на основу (например, из стекловолокна или кальки). Эта технология удобна для создания масштабного проекта: собранные таким образом крупные части из мелких элементов затем монтируются по месту. Этот способ также позволяет шлифовать лицевую поверхность мозаики в условиях мастерской.

Техника прямого набора представляет собой укладку фрагментов рисунка сразу на постоянную основу. Старые мастера по месту выкладывали на выровненном закрепляющем слое куски нарезанных каменных пластин. Сегодня прямой набор, как и обратный, чаще всего делается в мастерских на основу из стекловолокна, а затем переносится на объект.

Собранное изделие обрабатывается с помощью доводочных и полировальных паст. Для разных пород камня используются различные полирующие составы, в зависимости от физико-механических свойств минерала.

История

Commesso – второе имя флорентийской мозаики. Это техника создания картин с тонкими кусочками ярких цветных полудрагоценных камней, разработанная во Флоренции в конце 16-го века. Наиболее распространенными камнями для ее производства являются агат, кварц, халцедон, яшма, гранит, порфир, лазурит. Дизайн commesso для столешниц и небольших стеновых панелей варьируется от символических цветов до пейзажей. Работа выполняется с кропотливой заботой и чувствительностью к художественному объекту.

Первый записанный экземпляр этой техники появился в конце 14 века во Флоренции, он находился у герцога Медичи. В 16-м веке Франческо-I нанял нескольких известных итальянских художников для создания панно. Искусство начало развиваться быстро. В 1588 году преемник Франческо, Фердинандо-I, основал мастерскую для камня Opificio delle Pietre Dure в качестве постоянного места для проведения мастер-классов. Первая группа нанятых художников усовершенствовала искусство Commesso в весьма иллюзорной перспективе. Мастерская существовала в 17-м веке. В ней производили украшения для семейных погребальных часовен.

К началу 18-го века работа по сборке мелких деталей пользовалась спросом во всей Европе. Флорентийские ремесленники оформляли залы европейских судов. Мастерская продолжала работать благодаря поддержке государственного института в XX веке. В ней создавали произведения высокого технического и художественного качества в 1920-х годах.

Флорентийское мозаичное искусство является одной из художественных конвенций, которые процветали во Флоренции в эпоху Возрождения. Его история наполнена богатой традицией новаторской среды: архитектурой, дизайном, живописью, скульптурой. Столица региона Тоскана стала именоваться Колыбелью Возрождения. Она считается самым значительным городом с точки зрения его влияния на итальянский ренессанс.

Особенности

Работа, выполненная флорентийским методом, выглядит безупречно. Детали создают ровную поверхность отделки. Подобранные по размерам кусочки материала скрывают швы. Шлифовка камней, стекла, керамики заставляет поверхность сверкать.

Флорентийская мозаика отличается изобилием расцветок. Белый, черный, красный, изумрудный, коричневый, желтый, синий тона позволяют создать любое произведение искусства.

Материалы, используемые для выполнения такой техники, обладают особыми качествами:

  • Влагостойкость. Водостойкость не позволяет воде проходить через панно. В случае если влага попадет на изделие, с задачей справится обычная губка. Не стоит переживать о появлении плесени или коррозии. Эти материалы используют для облицовки бассейнов, они выдерживают воздействия водной стихии.
  • Морозоустойчивость. Морозостойкость мозаики особенно важна для тех, кто собирается украсить внешние открытые участки на улице. Оформляют во флорентийском стиле крыльцо, беседки. Под воздействием снега или весом слоя льда материал останется целым.

  • Уникальность. В природе не существует одинаковых предметов. Если нужно скопировать композицию в стиле флорентийской технике, то полного сходства не произойдет. Второго такого рисунка не получится.
  • Долговечность. Камень, керамика, стекло сохраняют насыщенность оттенков десятки лет. Картина, нарисованная красками, подвергается реставрациям, эти прочные материалы будут показывать переливы красок на протяжении всего срока службы.

Однако произведения, выполненные во флорентийском исполнении, являются долгой и сложной работой. На создание эксклюзивного полотна нужно не менее двух месяцев. Позволить такую роскошь в доме могут люди с достатком. Ведь стоить такое полотно будет недешево.

Становление и развитие стиля в России

Сложность технологического процесса, длительность изготовления (над отдельными произведениями мастера работали по нескольку лет) и использование полудрагоценных камней делали это искусство элитарным, придворным. Далеко не каждый королевский двор мог позволить себе содержание подобной мастерской.

Русские умельцы освоили и развили эту технику при царице Елизавете Петровне, и многие их работы достойно конкурировали с итальянскими образцами. Развитие этого стиля в России связано с именем мастера Петергофской гранильной фабрики Ивана Соколова, прошедшего обучение во Флоренции. Он виртуозно использовал сибирские яшму, агат, кварц. Сохранились воспоминания современников о его работах, где выложенные из камней цветы казались живыми и благоухающими.

Основными центрами по работе с флорентийской мозаикой становятся Петергофская, Екатеринбургская фабрики и Колыванский камнерезный завод на Алтае. Русские камнерезы начинают широко применять красивейший уральский самоцвет малахит, обладающий выразительным рисунком, и высокотвердые алтайские минералы, обработка которых возможна только с алмазным инструментом.

В дальнейшем именно художниками Колыванского завода для вокзала в Барнауле было создано одно из самых крупных панно (площадью 46 кв. м. ), выполненных в данной технике.

История

Искусство мозаики на стенах зданий из камней римляне почерпнули у греков, практикующих этот метод украшения зданий со второго века до н. э. Расцвет этого направления пришелся на период успешных военных походов Юлия Цезаря и Октавиана Августа, когда империя богатела за счет сбора контрибуций. В древнеримское государство призывали из Греции мастеров для работы и обучения подмастерьев. Таким образом государство на Аппенинском полуострове получило наследие культуры мозаики от Эллады.

Римская мозаика

Сначала рисунки были очень примитивными и состояли из геометрических фигур и линий. Ремесло мозаики постепенно совершенствовалось, и мастера научились изображать на настенных картинах с помощью камней людей и животных. Усложнялась техника мощения — рисунки становились все более сложными, менялись и совершенствовались материалы: на них изображались охота, театральные и военные действия.

Работы, выполненные в более сложных техниках, таких, как опус сектиле, были доступны состоятельным людям, в чьих домах подобным образом украшались стены, полы, потолки.

Мозаичные рисунки применялись не только для украшения жилищ, но и для предупреждений — надписей, например, о том, что в доме живет собака и охраняет его. Слова «Cave canem», означающие «Берегитесь собаки» сопровождались картинкой на дорожке к дому.

Известна выполненная в технике мозаики картина с изображением Александра Македонского и царя Дария третьего «Битва при Иссе». Она сохранилась в Помпеях в доме Фавна.

В III веке нашей эры в Римской империи разразился экономический кризис. Как ни странно, в это время искусство мозаичного рисунка получило наиболее мощное развитие, так как богатые и могущественные люди стремились скрыть наступление дефолта от простых людей. Внешний блеск римских дворцов патрициев скрывал неблагополучие экономики великой империи от плебеев.

Особенности

Флорентийский метод укладки мозаики отличается высокоточной подгонкой деталей, когда между различными по форме каменными элементами не видно швов и линий стыка. Тщательная шлифовка создает идеально ровную единую поверхность.

Созданная из натуральных камней, эта мозаика потрясающе долговечна, яркие краски не тускнеют со временем и не выцветают от солнечных лучей. Плавные цветовые переходы позволяют добиться сходства с настоящей картиной, а не с инкрустацией. Очень часто итальянские мастера использовали для фона черный мрамор, на контрасте с которым другие камни загорались еще ярче.

Природная богатая окраска камня: переходы его тонов, прожилки, пятна, штрихи являются основным изобразительным средством этой техники. Излюбленными материалами для производства флорентийских мозаик были высокодекоративные камни: мрамор, яшма, аметист, сердолик, халцедон, лазурит, оникс, кварц, бирюза. Итальянские мастера изобрели уникальные технологии их обработки, например, воздействие температуры позволяло камню приобрести нужный цвет. Прогретые куски мрамора становились нежного розового оттенка, а халцедон усиливал блеск и яркость красок.

Каждая каменная пластина подбиралась мастером не только по цвету, но и по текстуре: для мозаики с изумрудной листвой надо было найти камень с похожими зелеными прожилками, для изображения меха — минерал с имитирующим его ворсинки рисунком.

Флорентийские мозаики активно использовались в церковном убранстве для отделки полов, ниш, порталов, а также декорировали предметы светского интерьера: столешницы, элементы мебели, различные шкатулки, безделушки. Большие панно, подобные живописным полотнам, украшали стены парадных залов, кабинетов и гостиных.

История возникновения техники

Она зародилась в Италии XVI века и своим развитием обязана знаменитому семейству Медичи, чьи представители всегда покровительствовали художникам и мастерам прикладных искусств. Герцог Фердинанд I ди Медичи основал первую профессиональную мастерскую, пригласив лучших камнерезов со всей Италии и из других стран. Добыча сырья не ограничивалась только местными ресурсами, ведь закупки производились в Испании, Индии, странах Африки и Ближнего Востока. Для мастерской была собрана огромная коллекция полудрагоценных камней, запасы которой используют и сегодня.

Изготовление мозаик приносило огромную прибыль и считалось стратегически важным производством для Италии тех лет. Три столетия эти мозаики были популярны по всей Европе: дворцы правителей и знати непременно использовали в своем убранстве роскошные флорентийские «картины из камня». Лишь к середине XIX века этот вид декоративной отделки постепенно вышел из моды.

Опубликовано 27.01.2020 Обновлено 28.01.2020 Пользователем admin

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

пять × четыре =

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector