Законодательная база российской федерации

Контрольная трубка на газопроводе: назначение + правила установки на футляр

У подземной прокладки газопроводных магистралей масса преимуществ. Они не портят экстерьер городских зданий и загородный ландшафт, не мешают передвижению транспорта, не заставляют смещать существующие постройки. Но у них есть существенный недостаток – это сложность мониторинга как самой трубы, так и перемещаемой по ней среды.

Мы расскажем, как контрольная трубка на газопроводе помогает следить за состоянием системы. Познакомим с особенностями конструкции этого устройства. Разберем варианты расположения и правила монтажа.

Из представленной нами статьи вы узнаете, где и в какой последовательности устанавливаются контрольные трубки на газопроводной системе. Ознакомитесь с особенностями крепления их на футлярах и на полукруглых кожухах. Поймете, насколько необходимо отслеживать техническое состояние подземного трубопровода.

Предназначение защитного футляра

Применение футляра обусловлено не только защитой самого газопровода от воздействия агрессивной среды и различных повреждений, но и для обеспечения безопасности для окружающих. Всем известно, что утечка газа очень опасное явление, поэтому дополнительная защита, в данном случае, не роскошь, а необходимое условие.

Прокладка труб с использованием защитного футляра строго регламентирована, в соответствии с нормативными документами — СНиП 42-01 и СНиП 32-01. Согласно требованиям, указанным в последнем документе, регламентирован не только сам процесс укладки труб, но и то расстояние, на котором должны располагаться концы защитного футляра.

Законодательная база российской федерации

В частности, если речь идет о железнодорожных путях, то защитный футляр должен проходить через них и иметь протяженность не менее 50 метров от выхода. Такое большое значение оправдано тем, что природный газ очень взрывоопасен, а железнодорожные составы имеют очень высокую массу. Что касается автодорог, то футляры должны выступать из выхода на 3,5 метра от них. Кроме того, есть точные указания и по глубине укладки трубопровода, которая составляет порядка полутора метров.

Изготовление футляра

В соответствии с теми же нормативными актами, футляры должны быть изготовлены из стальных труб. Диаметр может быть разным, ведь все зависит от параметров поперечника трубы газопровода, но, в целом, диаметр будет не сильно различаться, разброс будет в границах 10 см.

Контрольная трубка

Контрольные трубки свободным концом опущены в резервуар на различную глубину и оканчиваются на уровнях, соответствующих контролируемым объемам. На внешние концы трубок навинчены запорные игольчатые вентили, открытием которых определяют по выходящей струе газа, что идет – газ или жидкость, сбросной Для уменьшения опасности удара струей газа обслуживающего персонала перед вентилем устанавливают дроссель диаметром 3 мм. При открытии вентилей для проверки уровня сжиженного газа обслуживающий персонал должен обязательно надевать на руки рукавицы и находиться сбоку от выходного штуцера вентиля во избежание попадания выходящей струи газа на оператора, в особенности на открытые незащищенные части его тела. В тех случаях, когда испарительная способность резервуаров оказывается недостаточной для газоснабжения потребителей, применяют обвязку резервуаров с испарительными установками.

Сбросной предохранительный клапан.

Контрольные трубки свободным концом опускают в резервуар на различную глубину до уровней контролируемых сред.

Контрольные трубки более эффективны на газопроводе, который находится выше уровня грунтовых вод. В ряде случаев ставят устройства, преграждающие при утечках путь газу в опасную зону и облегчающие возможность его обнаружения. Разрыхленная полоса земли обеспечивает выход газа наружу при распространении его от места утечки в сторону подвалов и зданий. Для контроля за утечками и отвода газа в желательном направлении в ряде случаев устраивают постоянно открытые дренажи, сходные с контрольными трубками.

Контрольная трубка представляет собой U-образную трубку, наполненную натронной известью и хлористым кальцием примерно в равных количествах. Слои хлористого кальция и натронной извести должны быть разделены внизу небольшим кусочком ваты ( рис. 45), а вверху не должны доходить на 6 мм до боковых отводных трубочек; сверху их прикрывают кусочками ваты; трубку закрывают пробками и заливают менделеевской замазкой. На боковые трубочки также надевают резиновые трубки, закрытые обрезками стеклянной палочки.

Основные характеристики предохранительных сбросных клапанов.

Контрольная трубка ( рис. VI-33) выполняется из стальной трубы диаметром 2, нижний конец которой приваривается к кожуху из листовой стали толщиной 2 – 3 мм и шириной 350 мм, согнутому в виде полуокружности и размещаемому обычно над стыком газопровода. Пространство между кожухом и газопроводом заполняется слоем щебня или гравия. Верхний конец контрольной трубки снабжается пробкой, выводится к поверхности земли и защищается кб-вером.

Устройство контрольной трубки.

Контрольные трубки имеют большое значение для правильного эксплуатационного надзора; они являются основным приспособлением, дающим возможность с поверхности земли проверить плотность газопровода.

Контрольные трубки лишь условно могут быть отнесены к устройствам, предохраняющим подземные газовые сети от повреждений. Их основная задача заключается не в предохранении, а в создании условий, позволяющих своевременно обнаружить утечку газа из трубы, принять срочные меры к защите газопровода от дальнейших повреждений, а также к ликвидации возможных последствий утечки.

Контрольные трубки устанавливают вдоль трассы газопровода на определенных расстояниях, а также над такими точками газопровода, за которыми желательно осуществлять систематический эксплуатационный надзор.

Устройство контрольной Установка по отсасыва-трубкш нию газа из грунта.

Контрольные трубки имеют большое значение для правильного эксплуатационного надзора; они являются основным приспособлением, дающим возможность с поверхности земли проверить плотность газопровода.

Контрольные трубки выводятся на поверхность земли под ковер в соответствии с требованиями 2 – 1 – 5 настоящих Правил.

Головка резервуара.

Размещение газопроводной трубы в футляре

Как только закончилась проверка газопроводных труб, их можно помещать в защитные футляры, внутри которых находятся специальные диэлектрические подставки. Именно на них размещают газопроводные трубы, после чего, происходит герметизация конструкции с обеих сторон. Кроме того, устанавливаются специальные сальники, а также происходит заделка битумной смесью.

Затем, на одном из концов конструкции, на расстоянии 750 мм от края, просверливается отверстие. Затем в нее монтируется контрольная трубка, конец которой, при монтаже конструкции, будет выведен наружу, т.е. на поверхность земли. Там будет располагаться специальное устройство — ковер, в которое и будет втыкаться контрольная трубка.

Это нужно для того, чтобы узнать о наличии или отсутствии газа в футляре, а контрольная трубка является неким проводником. Согласно нормативным документам, трубка, диаметр которой должен составлять не менее 32 мм, является обязательной составляющей данной конструкции.

Прокладка трубы с защитным футляром через дорогу будет осуществляться ровно тем же способом, что и обычная заделка труб в землю. Непосредственно, они могут вскрываться снаружи, но это приведет к временной остановке всего транспортного движения.

В таких случаях, приходится организовывать дополнительные объезды, что само по себе очень невыгодно в плане финансов. Кроме того, такая возможность может и вовсе отсутствовать в некоторых населенных пунктах, а прокладка через железнодорожные пути вообще категорически запрещена. В данном случае приходится прибегать к поиску иных решений, способных помочь решить проблему с минимальными финансовыми затратами.

Если отсутствует возможность укладки через дорожное полотно, применяется способ закрытого характера. Смысл его в том, что под автодорогами или ж/д путями проделывается отверстие, диаметр которого будет зависеть от габаритов газопроводных труб.

Есть несколько способов реализации этого метода:

  1. Горизонтальное бурение. Данный метод применяется довольно редко, ведь он довольно агрессивен и может нанести вред дорожному покрытию.
  2. Продавливание или прокалывание земли. Данный метод более предпочтителен, ведь здесь используется, в основном, ручной труд, что само по себе более аккуратно и точечно, чем с применением техники. Остатки земли здесь не утрамбовываются, а выбрасываются наружу.

Вообще, есть специальные указания, согласно которым осуществляется разработка земли. Здесь учитывается и диаметр самих труб, и некоторые свойства самой земли на конкретном участке. Но, как показывает практика, применяется тот способ и та техника, которая есть в распоряжении у того подрядчика, осуществляющего прокладку труб.

Защитные футляры играют важную роль в процессе газификации территории. В первую очередь, это обеспечение безопасности человека, ведь утечка газа через стену трубы может вызвать непоправимые последствия. Человек, зачастую, и сам является причиной этих событий, производя земельные работы вблизи или через пересечение газопроводных труб.

[su_youtube url=»https://www.youtube.com/embed/_ZsZ2L8C35o»]

Такая безответственность может привезти к катастрофическим последствиям, но защитные футляры существенно снижают данные риски.

Цель мониторинга состояния подземного газопровода

Проложенные в траншеях газопроводные магистрали нуждаются в регулярном осмотре не менее, чем наземные трассы. Конечно, им не грозят чисто механические повреждения, как это случается с открыто устроенными коммуникациями. Однако причин для беспокойства об их состоянии у газовщиков ничуть не меньше.

Если транспортирующая голубое топливо труба погружена в грунт:

  • Сложно следить за механическим состоянием газопровода, а ведь на его стенки воздействует давление грунта, вес сооружений и пешеходов, а также проезжающего транспорта, если магистраль проходит под шоссе или железнодорожной веткой.
  • Невозможно своевременно выявить коррозию. Ее вызывает агрессивная грунтовая вода, непосредственно грунт, в составе которого есть активно действующие компоненты. Потере первоначальных технических характеристик способствуют технические жидкости, проникающие на глубину заложения трассы.
  • Трудно определить потерю герметичности, появившуюся из-за нарушения целостности трубы или сварного узла. Причиной утраты герметичности обычно является окисление и ржавление металлических трубопроводов, банальный износ полимерных конструкций или нарушение технологии сборки.

Несмотря на то, что прокладка газопроводных магистралей в траншеях предусматривает полную замену агрессивного грунта на грунт с нейтральными свойствами, а устройство в местах возможного пролива технических жидкостей напрочь запрещено, без особых приспособлений они не могут считаться полностью защищенными от химической агрессии.

источник

Опубликовано 02.06.2020 Обновлено 13.06.2020 Пользователем admin

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

5 × 5 =

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector