Зил

Муромский производитель

Советский холодильник «Ока» вышел на рынки страны еще в пятидесятых годах прошлого столетия. Эта продукция, произведенная Муромским машиностроительным заводом, работает в некоторых домах и до настоящего времени.

Самые первые модели холодильников «Ока» были двухкамерными, имеющими стандартные размеры. Такой прибор вполне подходил для семьи, состоящей из 4-5 человек. Стиль оформления этих холодильников был достаточно строгим. Корпус имел острые углы, и его высота не превышала 150 см. В холодильной камере предусматривались съемные полки решетчатого типа. Внизу размещались емкости для фруктов и овощей. Общий объем первой модели составлял 300 л. Потребляемая мощность – 50 Квт/ч в течение месяца.

Разморозка такого холодильника была ручной, а его работа сопровождалась довольного громким шумом.

Устройства минского производителя

Согласно Постановлению Совета Министров БССР, с августа 1959 г. была начата подготовка по созданию бытовых охлаждающих электроприборов на заводе газовой аппаратуры. Производство находилось в Минске. Оно и стало основой для нынешнего ПО «Атлант».

Первый холодильник «Минск-1» сошел с конвейера завода в 1962 г. Это был компрессионный агрегат объемом 140 л. Его морозильное отделение составляло 18,5 л. На дне камеры этого холодильника конструкторы предусмотрели два сосуда, которые предназначались для овощей и фруктов. Первые модели являлись встраиваемыми. Их выпускали сразу со столешницей. Причем слева предусматривался шкаф для продуктов и для посуды.

Зил

Начиная с 1964 г. начался выпуск агрегатов второй модели. Холодильник «Минск-2» был отдельностоящим. Далее наладили выпуск моделей третьего и четвертого поколений. Они отличались от своих предшественников тем, что стали повыше и поуже.

По лицензии французской фирмы был выпущен холодильник «Минск-5». Его полки имели сменную высоту установки, а для открывания дверей служила специальная педаль. Данная модель легла в основу усовершенствованных и унифицированных холодильников «Минск-6».

Но самыми популярными агрегатами белорусского производителя стали все же двухкамерные. Это модель «Минск-15» и ее различные модификации. Впервые в них в качестве теплового изоляционного материала нашел применение пенополиуретан.

История производства холодильников ЗиЛ

Отправной точкой начала производства отечественных компрессионных холодильников, работающих на фреоне, считается Постановление от 07 сентября 1949г., по приказу которого было создано конструкторское бюро на московском заводе имени Й. В. Сталина.

Именно здесь были разработаны и подготовлены чертежи для изготовления небольших 85-литровых агрегатов «Саратов» и более вместительных 165-литровых ЗиЛов.

Зил

Впервые знаменитые холодильники сошли с конвейера в апреле 1950 года, но так как их «родной» автомобилестроительный завод был назван в честь Сталина, то и логотип приборов складывался из аббревиатуры «ЗиС-Москва», а уже с 1956 года, когда предприятие переименовали в «Завод имени Лихачева», его продукция стала брендом ЗиЛ

Прототипом для первого холодильника «ЗиС-Москва» послужил образец предвоенного производства США. Один из «премьерных» приборов, между прочим, был подарен Брежневу и получил от того высокую оценку. Но в тяжелое послевоенное время народ был не в состоянии приобрести дорогостоящую технику – у завода поначалу были серьезные проблемы со сбытом, но уже через пару пятилеток очередь на продукцию была расписана на много лет вперед.

На заводе имени Лихачева было собрано более 5 млн. «ЗиЛов», но после развала Союза на рынке появились иностранные производители, с которыми отечественная техника не смогла конкурировать из-за перебоев с финансированием новых разработок и неправильной политики маркетинга. Чтобы удержатся на плаву, руководство стало снижать качество изделий, «закрывать глаза» на различные дефекты, что незамедлительно отразилось на потребительском спросе.

Зил

Сегодня на территории бывшей многокилометровой промзоны предприятия остались только несколько зданий, которые были реконструированы и превращены в автоцентр с шоу-румами

В 2016 году легендарный завод имени Лихачева отметил свое столетие, но о восстановлении его производственных мощностей уже речи не идет – большая часть цехов была снесена под постройку нового жилого микрорайона.

Марка «Кристалл»

Самые совершенные абсорбционные холодильники выпускались в тридцати километрах от города Киева, на специально созданном для этих целей Васильковском заводе. Предприятие было построено в 1954 г. и было полностью ориентировалось на производство аппаратов марки «Кристалл».

На заводе были предусмотрены необходимые мощности для изготовления практически всех комплектующих для холодильников. Здесь работали цеха металлопроката, а также производства поролона, полистирола и пластмассовых изделий. Имелись на заводе и сборочные участки.

Самые совершенные абсорбционные холодильники Советского Союза имели свои преимущества и недостатки. Потребителей устраивала их бесшумная работа, которая сопровождалась практически полным отсутствием вибрации, а также возможность использования в качестве источника энергии не только электричества, но и газа. Но имелись у таких холодильников и недостатки. Среди них – повышенный расход электроэнергии, а также постоянная работа без отключений.

В восьмидесятых годах прошлого века завод начал выпуск холодильников марки «Кристалл-9». Общий объем такого устройства составил 213 л, а морозильной камеры, в которой поддерживалась температура -18 градусов, – 33 л.

«Кристалл-9» был агрегатом полноразмерного типа. Однако его замечательные характеристики поддерживались большим, чем у компрессорных устройств, расходом электроэнергии.

Зил

Видео о легендарных холодильниках

Несмотря на свою надежность и качество сборки, «старички» ЗиЛы тоже выходят из строя. Но и здесь у них есть небольшое преимущество перед современной техникой: приборы легко разобрать самому, а расходные детали стоят недорого (правда, за давностью лет могут возникнуть проблемы с их покупкой). Больше информации о знаменитых холодильниках – смотрите в нашей видеоподборке.

История советского бренда холодильников «ЗиЛ»:

Замена термостата у «ЗиЛ-64»:

Как из старого прибора сделать стильный раритет — реставрация корпуса «ЗиЛа»:

Несмотря на свою славную историю, модели «ЗиЛ» давно устарели и не сравнятся с современными холодильниками ни по вместительности, ни по бесшумности работы, ни по легкости разморозки. Но если у вас есть подобный раритет, не спешите с ним расставаться – некоторые мастерские предлагают услуги по модернизации старых приборов и смогут превратить ваш «ЗиЛ» в стильную изюминку, которая украсить интерьер дачи или квартиры в винтажном стиле.

_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

Лучший компрессорный агрегат

Настоящей легендой среди советских охлаждающих приборов был холодильник ЗИЛ. Это компрессионный агрегат, массовое производство которого организовали в 1949-1951 гг. на Московском автозаводе.

Первые модели таких холодильников были разработаны Конструкторским бюро предприятия. Назывались они «ЗИС-Москва». Первый образец такого холодильника имел объем 165 л.

Спустя год после организации цеха по выпуску домашних бытовых охлаждающих приборов свет увидела опытно-установочная партия в количестве 300 агрегатов. Это были первые компрессионные холодильники, имевшие объем, достаточный для потребителя.

Зил
потребительский рынок

В 1969 г. появился новый отечественный холодильник прямоугольной формы. Им стал агрегат модели ЗИЛ-62 КШ-240. Такой холодильник легко вписывался в интерьер стандартной кухни. Кроме того, конструкторы впервые применили для его дверей магнитный уплотнитель. Это давало возможность эксплуатировать холодильник в районах не только с умеренным, но и с тропическим, а также субтропическим климатом.

Легенда автопрома — ЗИС 5 «Захар Иванович»

В 1933 году увидела свет ставшая впоследствии эпохальной для автозавода машина — знаменитейший ЗИС 5 (широко известный под прозвищем «Захар Иванович», или даже просто «Захар»). Вплоть до 1948 года только на московском заводе ЗИЛ было выпущено более 500 тысяч экземпляров этого автомобиля, способного перевозить грузы весом до 3000 килограмм. В целом же с учетом производственных мощностей заводов в Ульяновске (УльЗИС, будущий УАЗ) и Миассе (УралЗИС) тираж выпуска превысил один миллион экземпляров.

Автомобиль получил массу изменений и доработок по сравнению с предыдущей моделью — АМО 3. Грузоподъемность была повышена до трех тонн, мощность двигателя объемом 5,6 литра достигла 73 л. с. Грузовик был оснащен механическими тормозами, причем на ряде модификаций, в первую очередь выпускавшихся во время Великой Отечественной войны, тормоза устанавливались только на задние колеса. На базе модели ЗИС 5 за многие годы были выпущены самые различные модификации ЗИЛ, включая автомашины с газовым генератором и газовым баллоном, а также вариации ЗИС 11 и 12 с удлиненной базой.

В 1937 году на московском заводе состоялся выпуск первой опытной модели нового поколения грузового транспорта — ЗИС 150. Расчетный показатель грузоподъемности новой машины составляла пять тонн при движении по хорошей дороге и 3,5 тонны — по бездорожью или грунтовке.

Отличительные особенности нового грузовика.

Аспекты Цифровые показатели
Цельнометаллическая кабина. На три места.
Топливный бак. Объемом 100 л.
Двигатель. Мощность была форсирована до 82 л. с. (аналогично уже выпускавшимся автобусам марки ЗИС 16).

Прототипы новой модели несколько раз выпускались еще до начала Великой отечественной войны, однако в серийное производство новый грузовой автомобиль попал лишь в 1947 году. В первые годы после войны автомобили ЗИЛ 150 имели кабину, выполненную частично из древесины, ведь с металлом в стране была огромная проблема. Показатель грузоподъемности был снижен до четырех тонн, зато мощность двигательной установки объемом 5,6 литра повышена до 90, а позже и до 95 лошадиных сил.

Марка «Саратов»

Помимо абсорбционных в Советском Союзе на многих производствах был налажен выпуск и компрессорных бытовых холодильников. Одним из таких предприятий стал завод № 306. Изначально здесь производили авиационные двигатели. С его конвейера в 1951 г. сошел холодильник «Саратов». Современники говорили об этой модели, что она «неладно скроена, но зато добротно сшита». Подобную характеристику можно было бы дать многим товарам, произведенным во времена строительства социализма.

Холодильник «Саратов» обладал корпусом, выполненным из стали. Покрывали такие устройства белой эмалью. Внутренние полки морозильной камеры, а также испаритель штамповали из нержавейки. В отделке холодильника использовался хром.

Первые модели данных устройств были однокамерными с объемом 85 л. Теплоизоляция агрегата была обеспечена за счет использования стекло- или минеральной ваты. Несколько позже на заводе наладили выпуск двухкамерных холодильников, работа которых осуществлялась на безопасном для здоровья человека фреоне.

Холодильные агрегаты «Саратов» пользовались успехом не только у потребителей Советского Союза. Продукцию завода экспортировали в тридцать три государства мира, в числе которых были Германия и Франция, Италия, Бельгия, Англия и другие. И сегодня старые советские холодильники этой марки служат настоящим примером техники, соответствующей лозунгу тех времен, призывающему «строить на века».

Причины популярности ЗиЛов

Главный секрет долгожительства советских холодильников – высокое качество всех деталей, от материалов корпуса до всех комплектующих.

Долгое время эти приборы относились к элитной технике, доступной далеко не каждому: треть выпущенного объема продукции отправлялась на экспорт, столько же продавалось в Москве, а остальное отпускалось по разнарядкам для высоких чинов из различных городов Союза.

Преимущества холодильников «ЗиЛ»:

  • стильный (на то время) внешний вид;
  • качественная сборка;
  • толстостенный крепкий корпус;
  • прочные, регулируемые по высоте, не впитывающие запахи и легко отмывающиеся полки;
  • лояльность к перепадам напряжения в сети;
  • легкая разборка и высокая ремонтопригодность.

Каждое изделие проходило строгий контроль качества. Даже полностью исправный прибор мог быть забракован при наличии всего лишь мелких царапин или незначительных неровностей на сварном материале корпуса.

А вот на других заводах, выпускающих холодильники, подобные нюансы не считались дефектами.

Высокие стандарты предъявлялись ко всем деталям. Известны случаи, когда браковались целые вагоны с заготовками, на которых были обнаружены пятна или отклонения по цвету поверхности.

Не прошедшие контроль комплектующие переадресовывались на другие, менее «привередливые» заводы. Такая жесткая позиция стала главной причиной, по которой бренд «ЗиЛ» долгое время считался производителем самым надежных холодильников в Союзе.

Успех Красноярского завода

Многим людям старшего поколения хорошо знаком советский холодильник «Бирюса». Его выпуск был налажен в 1963 г. Это произошло после принятия Правительством страны решения о создании производства холодильников на заводе «Красмаш».

После выхода предприятия на проектную мощность агрегаты стали появляться на потребительском рынке в количестве 150 тыс. ежегодно. Но они пользовались такой популярностью в СССР, что возникла необходимость в увеличении их выпуска. Уже с 1967 г. завод обладал мощностью, благодаря которой производилось 350 тыс. холодильников ежегодно.

В начале 70-х годов предприятие наладило выпуск компрессоров, обладающих улучшенными техническими характеристиками. В 1982 г. завод отметил выпуск 10-миллионного агрегата.

Рекордсмен ЗИЛ 130 и его развитие

Вне всяких сомнений, абсолютным рекордсменом является грузовик ЗИЛ 130. Разработка этой усовершенствованной модели началась в 1956 году. Планируемая грузоподъемность машины составляла четыре тонны, автомобиль должен был быть оснащен 130-сильным двигателем V6. Однако в процессе разработки вместимость была повышена до 5 тонн, а с учетом планов по созданию таких модификаций, как грузовик с постоянным прицепом и седельный тягач ЗИЛ, машина в результате была оснащена мотором V8. Объем установки составлял 6 литров, в его основе лежал агрегат, применявшийся в представительских ЗИС 111 и имевший мощность 150 л. с., которую многие изначально расценивали как избыточную.

Грузовики ЗИЛ 130 поступили в серийное производство в 1963 году и выпускались вплоть до 1995, то есть более 30 лет! За это время так называемый «колхозник» был выпущен в количестве свыше 3,5 миллиона штук. На его базе было изготовлено огромное количество модификаций, включая полноприводный тягач, вездеход с пластиковой кабиной, имитирующей американские машины и многие другие.

Со временем тест-драйв ЗИЛ выявил, что мощности двигателя в 150 л. с. уже оказывается недостаточно, поэтому модификация ЗИЛ 133 была оснащена дизельным мотором ЯМЗ-641, а позже — КамАЗ 740. Этот обновленный ЗИЛ 4×4 получил также усиление задней подвески и новые тормоза. Серийный выпуск новой модели начался в 1979 году.

Машина, габариты которой варьировались в зависимости от модификации, а объем кузова ЗИЛ позволял перевозить грузы массой до 10 тонн, была оснащена дизельным двигателем, имевшим объемом 10,85 литра при мощности 210 л. с. и максимальной скорости 85 км/ч. Трехосный ЗИЛ марки 133, оснащаемый различными моделями силовых установок, производился вплоть до 2000 года.

В 1968 году, задолго до выпуска капотного грузовика с дизельным мотором, заводу было выдано задание разработать восьмитонный полноприводный грузовик, имеющий кабиной без капота и три оси, позволяющие снизить нагрузку на дорожное покрытие. Первым образцом этой модели в 1968 году стал автомобиль ЗИЛ 170В75, из последних цифр в маркировке которого можно понять, что его серийный выпуск был запланирован на 1975 год. Передняя часть кабины автомобиля была украшена крупными буквами «ЗИЛ», однако впоследствии на базе этой разработки были выпущены шасси КамАЗ моделей 5510 и 5320. Отличительными особенностями новой модели стали:

https://www.youtube.com/watch?v=kfmthAKcNN4

  • мощность двигателя, равная 210 л. с.;
  • улучшенный расход бензина;
  • 5-ступенчатая коробка переключения передач, оснащенная делителем;
  • колесная формула 6×4;
  • функция блокировки межосевого дифференциала.

Опубликовано 02.06.2020 Обновлено 13.06.2020 Пользователем admin

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

четырнадцать + 15 =

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector