Доставка газа для газгольдера и его заправка

Факторы, влияющие на расход газа

Доставка газа для газгольдера и его заправкаНа расход газа в резервуаре обычно оказывают влияние несколько факторов:

  • роза ветров и климат местности;
  • площадь жилого строения, уровень теплоизоляции дверей и окон, материалы стен, кровли, фундамента;
  • число жильцов и режим их пребывания в доме;
  • технические характеристики котла для отопления, использование дополнительных приборов;
  • количество отопительных радиаторов.

Чтобы котлы функционировали нормально, давление газа внутри трубопровода не должно опускаться ниже 35 мбар. Эта норма не всегда выдерживается в магистральных газопроводах, где колеблется в пределах 8-22 мбар.

Эксплуатационные характеристики

К основным характеристикам баллонов для отопления и других целей относят толщину стен, температуру во время работы, объем газгольдера и давление. Стенки емкостей не могут быть толще 10 мм, при этом слишком тонкие не рассчитаны на хранение отечественных газовых смесей. Баллоны для российских регионов могут сохранять сжиженный пропан и бутан, которые не нуждаются в дополнительной переработке, что повышает требования к надежности конструкции.

Температура также зависит от конкретной местности, в большинстве случаев корпусы дополняют морозоустойчивыми покрытиями, выдерживающими до -40 градусов. Показатели объема и давления полностью взаимосвязаны, поэтому для дома лучше выбирать резервуары с коррекцией до 16 атм и вместительностью в пределах 2000-5000 литров. Расчет газгольдера для частного дома зависит от того, какое количество топлива требуется в каждом отдельном случае.

Выбираем газгольдер. Важные нюансы

Сейчас на рынке встречаются устройства импортного и российского производства. Зарубежные производители козыряют особыми марками прочной стали, которые позволяют сделать стенки тоньше, а само оборудование более легким. Российские аналоги, наоборот, делают из более толстого металла с приличным запасом прочности.

Принципиальный момент для желающих сэкономить. Ни в коем случае не покупайте бэушную емкость, это бомба замедленного действия. Газоем «с историей», в 99% случаев, пролежал 20-25 лет в земле, где-нибудь в Польше или Чехии. Его достали, сняли внешний защитный слой из гудрона, покрасили и пытаются продать по сходной цене.

Проблема в том, что пропан и бутан содержит небольшое количество влаги, поэтому внутренняя поверхность стенок подвержена коррозии и постепенно становится «рыхлой». Бывали случаи, когда после заполнения таких газоемов появлялся характерный запах на участке. Исправление ситуации вместе с откачкой и дегазацией будет стоить приличных денег.

Не покупайте БУ газгольдеры

Расчет расхода газа в год из газгольдера

Доставка газа для газгольдера и его заправкаРассчитать потребление газа в год и на месяц можно при помощи формулы V=Q/(q х n), где:

  • V – объем СУГ;
  • Q – потери тепла;
  • q – минимальное удельное значение теплоты сгорания топлива;
  • n – КПД общей системы газоснабжения.

Для получения достоверных данных нужно знать КПД отопительного котла и проводить расчет, выражая объем пропана и бутана в литрах. В среднем суточное потребление газа составит 978 л, за год это количество не превысит 3488 л.

Расход газа на 100 м2

Чтобы определить расходы топлива с учетом размеров помещения, в первую очередь необходимо узнать средние затраты на газ. После значение площади делят на 10, если речь идет о 100 м2. Это условие учитывают, выбирая газгольдер и рассчитывая на сколько хватает одной заправки.

Качество газа

Голубое топливо, используемый для заправки газгольдеров, – это пропан-бутановая смесь, побочный продукт перегонки нефти. Понятия «качественный газ», как такового, не существует, но есть нюансы. ГОСТом предусмотрено плавающее соотношение доли пропана и бутана в газовой смеси, а среди потребителей бытуют такие понятия, как «зимний» и «летний» газ.

В «зимнем» варианте содержится 80% пропана и 20% бутана, в летнем – соотношение 50/50. Увеличенная доля пропана в зимнем варианте дает более высокую насыщенность паровой фракции в период низких температур и гарантирует стабильную подачу топлива, т.к. при 0 °С и ниже жидкая фракция бутана перестает превращаться в пар. Поэтому перед заправкой соотнесите сезон и предлагаемый заправщиком вариант голубого топлива. Про это подробнее читайте в статье: пропан бутан для газгольдера — свойства и особенности применения.

Еще один важный нюанс для экономных. Никогда не «ведитесь» на самые низкие цены на рынке, старайтесь выбирать среднюю цену. По ласковой цене вам могут заправить бутан-бутиленовую фракцию (ББФ) – дешевый углеводород, используемый в нефтехимии. Он категорически не подходит для бытового потребления в коммунальных системах. ББФ не испаряется, а значит, не происходит подачи газа в домовые коммуникации. Чтобы исправить ситуацию, вам придется уже заправленный в емкостьББФ откачивать и утилизировать, а значит нести расходы.

Как не продешевить при покупке газа?

Разница в цене между летним и зимним газом порядка 30–40%. Дешевле всего он продается весной, а дороже всего – осенью. И сэкономить здесь конечно хочется, особенно если газгольдер вместительный. Однако если СУГ предлагается по стоимости за литр сильно ниже рынка в конкретном регионе, то стоит серьезно задуматься.

Однозначно указать какой газ лучше всего заливать в газгольдер на зиму невозможно, окончательное решение зависит от:

  • типа установленной емкости;
  • климата региона;
  • наличия/отсутствия дополнительного оборудования.

В одних ситуациях выгодней устанавливать принудительный испаритель для бутана и приобретать дешевый летний газ, а в других – делать выбор исключительно в пользу зимнего СУГ. Для каждого конкретного случая расчет затрат нужно делать индивидуально. Тем более, что цена сжиженного пропана в каждом регионе своя.

Стоимость заправки газгольдера зависит от:

  • наполненности емкости;
  • удаленности населенного пункта;
  • сезонности и типа газа (летний либо зимний);
  • объема фактической закачки и размеров бочки заказанного газовоза.

Если вам на рынке попался поставщик с сильно заниженной ценой, то следует лишний раз подумать, насколько у него качественный газ. С одной стороны он способен подсунуть вместо зимнего СУГ летний, а с другой – вовсе залить в газгольдер некачественную смесь с конденсатом и примесями.

Покупать для газгольдера топливо следует лишь у проверенных временем продавцов. При проблемах замена емкости для сжиженного газа обойдется в круглую сумму. Излишняя экономия на горючем – потенциальные, а зачастую и неизбежные затраты на ремонт газового оборудования.

Газгольдер и безопасность

Страшные термины «давление», «опасность взрыва» и др. не должны вас смущать. При изготовлении оборудование в обязательном порядке испытывают давлением 25 атм при рабочем давлении всего 3-6 атм. Для дополнительной подстраховки в прибор вмонтированы клапаны сброса давления, которые срабатывают уже при 16 атм. За всю историю эксплуатации ни разу не было зафиксировано случаев разрыва подземных устройств из-за высокого давления.

Главная аксиома безопасности гласит: прибор должен наполняться не более, чем на 85% от своего объема. Оставшийся объем составляет резерв для возникающей паровой шапки. По технике безопасности категорически запрещается превышать этот норматив, так как такое нарушение может вызвать избыточное давление.

Доверьте заправку газгольдера профессионалам

Особенности использования дизельного топлива

Имеется несколько сортов дизельного топлива ,отличающихся по содержанию серы, но для котла их состав не принципиален

А вот деление дизельного топлива на зимнее и летнее — это крайне важно

Стандартом установлены три основные марки дизтоплива. Самое распространенное — летнее (Л), применяемое при температуре от 0°С и выше. Зимнее дизельное топливо (3) используют при морозе до -30°С. При более низких температурах следует использовать арктическое (А) дизтопливо. 

Отличительной чертой дизельного топлива является температура его помутнения. Фактически это температура, при которой начинают кристаллизоваться парафины, содержащиеся в солярке. Она действительно мутнеет, а при дальнейшем снижении температуры, топливо становится похожим на кисель или застывший жирный суп. Мельчайшие кристаллики парафина забивают поры топливных фильтров и предохранительных сеточек, оседают в каналах трубопроводов и парализуют его работу. Для летнего топлива температура помутнения равна — 5°С, а для зимнего  она составляет -25°С. 

Другой важный показатель, который обязательно указывается в паспорте на дизтопливо, — это температура предельной фильтруемости. Помутневшая солярка может использоваться до температуры фильтруемости. Если попытаться использовать её дальше, то неизбежны забитый фильтр и прекращение подачи топлива.

Проблема заключается в том, что зимняя солярка не отличается от летней ни цветом, ни запахом. Покупка дизельного топлива, особенно дешёвого, — это всегда риск.  Одному богу (и заправщику) известно, что в действительности залито.

Впрочем, замена зимнего топлива на летнее — это ешё цветочки.  Встречаются «умельцы», которые смешивают летнее дизельное топливо с БГС (бензин газовый) и прочей бурдой, добиваясь снижения температуры фильтруемости. В лучшем случае это может привести выходу насоса из строя. В худшем случае такие эксперименты кончаются взрывом.

Иногда под видом дизельного продают светлое печное топливо. Внешне  они не различаются, но в печном топливе больше примесей, причем таких, которых в дизеле не бывет. Это чревато загрязнением топливной аппаратуры и порядочными расходами на её чистку.

Отопление газом из баллонов

Доставка газа для газгольдера и его заправкаСжиженный газ для отопления хранят и перевозят в металлических баллонах

Часто встречаются отзывы, что отопление на сжиженном газе якобы требует огромных денежных расходов. Сложилось мнение, будто покупка газового оборудования, а также монтаж и обслуживание системы, сопровождается чрезмерными затратами. Но это не всегда соответствует действительности, и год за годом отопление частного дома сжиженным газом в баллонах завоевывает новых приверженцев среди владельцев дач и коттеджей.

Преимущества СУГ

  • Возможность устроить автономное отопление на сжиженном газе в удалении от газовых магистралей;
  • Удобство транспортировки, не требующее строительства трубопроводов;
  • Более высокая теплоемкость смеси пропан-бутан по сравнению с природным газом;
  • Экологическая чистота топлива, получаемого при добыче и переработке нефти;
  • Относительно невысокая стоимость в условиях подорожания других видов топлива.

Недостатки СУГ

  • Стоимость доставки газа для отопления частных домов сжиженным газом в баллонах может увеличиться, когда домовладение расположено слишком далеко от города;
  • Морозной зимой при отоплении частного дома сжиженным газом возникает проблема обмерзания газового редуктора;
  • Если создавать запас топлива в установленном на своем участке газгольдере, то в периоды снежных заносов бывают трудности с проездом к дому машины-заправщика;
  • Проектирование и установку автономного отопления на сжиженном газе разрешается производить только с привлечением специалистов уполномоченных организаций. И лишь наименее ответственные элементы системы отопления на сжиженном газе допустимо изготавливать своими руками.

Особенности использования сжиженного газа

Так же, как и в случае с дизтопливом, смесь пропана и бутана (СПБТ) делится на несколько сортов. Бывает зимняя, летняя и арктическая смесь. Зимняя смесь на 65% состоит из пропана, на 30% из бутана и 5% газовых примесей. Летняя смесь состоит на 45% из пропана, 50% из бутана, 5% газовых примесей. Арктическая смесь – 95% пропана и 5% примесей. Кроме того, встречается смесь из 95% бутана и 5% примесей.  Такая смесь называется бытовой. В каждую смесь добавляют незначительное количество сернистого вещества – одоратора, который придаёт газу характерный запах.

Состав смеси не влияниет на исправность газового оборудования. Бутан, хотя и значительно дешевле, подходит для отопления немного лучше, чем пропан. В российских условиях ео использование затрудняет тот факт, что когда температура падает до нуля, он прекращает испаряться. При использовании импортного резервуара с невысокой горловиной, вертикального газгольдера с заглублением зеркала испарения менее 1,5 метра или же газгольдер находится в пластиковом саркофаге, ухудшающем теплообмен, то в продолжительные морозы емкость может прекратить испарение бутана, причем не только из-за мороза, но и из-за недостаточной теплопередачи (при испарении газ охлаждает сам себя). При температуре ниже 3 градусов тепла, импортные емкости, рассчитанные на условия Германии, Чехии, Италии, Польши, при интенсивном испарении перестают выдавать газ после того, как весь пропан испарится, а останется только бутан.

Емкости АвтономГаз разработаны специально для России: высокая горловина позволяет обеспечить большое заглубление, поэтому емкость круглый год находится при температуре не ниже +4°С. Надежное эпоксидное покрытие, прошедшее 100% контроль качества, исключает необходимость держать емкость в пластиковом саркофаге, который затрудняет нагрев емкости теплом земли. Резервуары АвтономГаз в любых условиях обеспечивают естественное испарение бутана (конечно, если потребление из емкости не превышает расчетное).

Не только резервуар, но и газопровод в российских условиях должны быть рассчитаны на бутан: газопровод должен лежать ниже глубины промерзания, иметь уклон в одну сторону и в нижней точке должен снабжаться сборником-испарителем конденсировавшегося бутана. Это необходимо для того, чтобы конденсирующийся на холодных стенках опусков – подъемов газопровода бутан не создавал жидкую пробку, запирающую газопровод. Только в компании АвтономГаз сборники-испарители бутана входят в обязательную базовую комплектацию.

Отличие зимнего СУГ от летнего

Смесь пропана и бутана в газообразном состоянии хорошо перемешивается воздухом, что гарантирует ее равномерное горение и полное сгорание. При этом ГОСТом предусматривается плавающее соотношение долей C3H8 и C4H10 в СУГ. Отсюда и идет разделение сжиженного газа на летнюю и зимнюю марки.

Переход СУГ из жидкого состояния в паровое происходит внутри газгольдера. При этом если бутан при нормальном давлении способен перейти из жидкости в газ при температурах только до -0,5 °С, то пропан до -42 °С. Если в сжиженном виде то или иное топливо охладится ниже данных показателей, то переход его в паровую фазу будет невозможен.

При морозе на улице в минус 10–20 °С бутан так и останется в виде жидкости. В результате он станет непригоден для использования в газовом котле отопления или нагрева воды для ГВС. Чем его меньше зимой в газгольдере, тем лучше.

В «зимнем» газе доля пропана достигает 80%, а в «летнем» его лишь около 50%. Бутан значительно дешевле, поэтому его стараются добавить в СУГ как можно больше. Однако без пропановой составляющей тоже обойтись сложно.

Пропан отвечает за давление в системе и стабильность перехода жидкая/паровая фаза. Если на зиму в газгольдер залить «летний» вариант СУГ, то в какой-то момент испарение сжиженной смеси прекратится. В результате котел останется без топлива, а дом без тепла.

Базовая разница между «летней» и «зимней» марками газгольдерного газа – соотношение пропана и бутана в СУГ. Чем больше первого, тем лучше в любое время года. Однако с увеличением пропановой доли растет также цена топлива.

Если газгольдер не закопан в соответствии с требованиями СНиПов в землю, а зимой температура воздуха опускается ниже нуля, то «летняя» смесь СУГ в нем обязательно перестанет переходить в паровую фазу. И тогда в самый неподходящий момент пропан полностью испарится и израсходуется, а бутан так и не станет газом.

Марки газового топлива для газгольдера

Самое главное – следует однозначно различать газ магистральный и газгольдерный. Оба варианта используются как для отопления, так и готовки на плите. Однако это принципиально разные газовые составы. В случае с трубой мы имеем дело с метаном CH4, а из газгольдера поступает смесь пропана C3H8 и бутана C4H10. О втором типе «голубого» горючего далее и пойдет речь.

В газгольдер заливается пропан-бутановая смесь с небольшим объемом примесей. Метан в данном случае не используется, так как сжижать его для применения в автономном газоснабжении слишком дорого. Чтобы получить сжиженный природный газ, метановую фракцию требуется охладить до -160 °С. Делается это на специальных заводах, стоит немалых денег и применяется лишь для перевозки СПГ на большие расстояния в больших объемах.

Сжижение пропана с бутаном более дешевая операция. Для этого охлаждать их требуется до гораздо меньших температур, нежели метан. Плюс хранить СУГ можно длительное время в простом газовом баллоне или газгольдере без проведения особых мероприятий. Поэтому-то пропан-бутановую смесь и принято использовать в автономном газоснабжении частных домовладений, а также в качестве топлива для автомобилей.

ГОСТом регламентирует использование СУГ в виде:

  • ПТ – пропана технического;
  • БТ – бутана технического;
  • СПБТ – смеси пропана и бутана технических.

Применение этих марок в каждом конкретном случае зависит от климатических условий и типа газгольдера.

ББФ – это дешевый и низкокачественный газ с конденсатом. При его сжигании выделяется приблизительно на 10% меньше тепла, чем при использовании обычного СПБТ. Закачивать такое топливо в газгольдер и сжигать в котлах вполне допустимо. Однако его применение не самым лучшим образом сказывается на сроке службы газового оборудования, существенно снижая оный.

Отопление дизельным топливом

Для отопления дизельным топливом тоже потребуется резервуар, причём расходы на его установку окажутся сравнимы с расходами на автономную газификацию дома. При этом, в отличие от пропан-бутана, дизельное топливо никак не назовёшь дешёвым.

Высокая стоимость. Дизельное топливо — это самый дорогой источник энергии, используемый для автономного отопления частного дома. Киловатт-час дизельного топлива стоит . Даже электричество обходится немного дешевле. Потратить на отопление больше будет, пожалуй, непросто.

Неприятный запах. Это неизбежное свойство дизельного топлива. Сильный запах будет преследовать несчастного обладателя резервуара с соляркой повсюду. В доме будет пахнуть, как в гараже, а на участке — как от работающего трактора, и с этим ничего не поделаешь.

Проблемы при использовании некачественного топлива. Использование некачественного дизельного топлива может привести к серьёзной поломке отопительного оборудования. У тех, кто использует сжиженный газ и газгольдеры АвтономГаз, такой проблемы нет: качество пропан-бутана не влияет на его потребительские свойства.

Недостатки отопления при помощи дизельного топлива

  • Высокая стоимость.
  • Иногда приходится чистить снег для зимней доставки.
  • Сильный запах в доме и на участке.
  • Использование помещения под хранилище.

Какой вариант лучше выбрать?

Чем больше бутана в СУГ, тем дешевле сжиженный газ для газгольдера. Но эффективность и стабильность работы газгольдерного оборудования напрямую зависит от содержащегося в пропан-бутановой смеси более дорогого пропана. Далеко не всегда дешевизна хороша. Желая сэкономить на топливе, можно в холода оказаться вовсе без отопления.

В случае с заглубленной ниже уровня промерзания газгольдерной емкостью ситуация не столь однозначна. В теплом регионе тепла земли обычно с лихвой хватает, чтобы обеспечить качественное испарение бутана даже при кратковременных морозах до -15 °С. В результате смысла тратиться на дорогостоящий зимний вариант СУГ нет никакого.

Вдобавок 50% пропана – это хороший запас на случай недолгих заморозков. В морозы будет тратиться он, а при потеплении в котел вновь пойдет бутан. Никаких проблем газовому оборудованию это не создаст.

Однако если дом с газгольдером расположен в холодном или очень холодном климатическом районе, то без использования топлива с повышенным содержанием пропана не обойтись. В таком регионе лучше еще по осени заранее осуществить заправку газовой емкости предназначенным специально для зимы газом. Экономить здесь не следует, иначе придется мерзнуть.

Особенности заправки и забутанивание

По нормам газгольдер заправляется сжиженным газом не полностью, а на 85%. Оставшиеся 15% нужны для перехода жидкая/паровая фаза и создания внутри емкости давления. Если заполнять резервуар в течение года только летней смесью, то зимой бутана в виде жидкости накопится в ней под завязку. Тогда добавить новое топливо с пропаном будет просто невозможно, а имеющееся нельзя будет использовать по назначению.

Забутанивание газгольдера – серьезная проблема. Чтобы откачать образовавшийся “конденсат”, придется вызывать газовщиков. При этом деньги они за откачку возьмут немалые, а выкачанный бутан потом разбавят пропаном и зальют вновь кому-то в газгольдерную емкость. Для поставщика двойной навар, а для владельца системы автономного газоснабжения одни затраты. Лучше изначально не допускать подобной ситуации.

Чтобы избежать забутанивания, используется один из трех способов:

  1. К зиме по осени в газгольдер заливается «зимний» СУГ.
  2. Устанавливается специальный испаритель для принудительного перевода сжиженного бутана в газ.
  3. Газгольдер снаружи оборачивается обогревающим кабелем.

Чаще всего применяется первый способ. Но два вторых также исключать не стоит. Работа испарителя и обогревающего кабеля – это затраты электроэнергии. Зато если установлено и используется подобное оборудование, то можно без опаски на зиму заказывать дешевый «летний» газ.

Отопление при помощи электроэнергии

Высокая стоимость. Если природный газ — самый дешёвый источник энергии, то электричество — если и не самый дорогой, то один из самых дорогих. Один киловатт-час электроэнергии обойдётся в . Для сравнения, киловатт-час природного газа стоит , а пропан-бутана — . За год эта разница может вылиться в десятки и сотни тысяч рублей дополнительных расходов.

Недостаточное выделение. Общедоступность электричества (оно, в отличие от природного газа, есть действительно везде) вовсе не означает, что энергии хватит для отопления целого загородного дома. Потребляемую отопительной системой мощность потянет далеко не всякая загородная электросеть. Если сеть не справляется, решить эту проблему почти так же трудно, как провести магистральный газопровод.

Разновидности газгольдеров

Доставка газа для газгольдера и его заправкаНа рынке представлено большое количество вариантов доступных газгольдеров, они делятся на два типа по способу установки и залегания.

По типу конструкции

Емкости могут быть установлены горизонтально или вертикально в зависимости от особенностей корпуса. Варианты второго типа занимают меньше места, при этом имеют повышенные требования к безопасности. При наличии высокого уровня грунтовых вод на участке лучше отдать предпочтение горизонтальным баллонам. В этом случае не потребуется рыть глубокие котлованы, что сведет риск затопления к минимуму. Но нужно учитывать, что такому газгольдеру потребуется большая площадка.

По типу залегания

Выбирая газгольдер и рассчитывая расход газа, обращают внимание на тип залегания резервуара. Он применим только к горизонтальным баллонам, которые могут быть полностью погружены в землю или установлены на ее поверхности

Наземные варианты гораздо удобнее, поскольку их не придется выкапывать один раз в год с целью проверки на соответствие физико-техническим параметрам.

Сжиженный газ дешевле дизельного топлива

Подсчитаем стоимость 1 кВт*часа, выработанного за счёт сгорания газа и дизельного топлива.

Дизельное топливо

Удельная теплота сгорания дизтоплива мДж/кг, КПД котла на солярке составляет , а коэффициент использования тепла атмосферного котла — . Учитывая стоимость дизельного топлива, которая равна , получаем  .

Сжиженный газ

Удельная теплота сгорания газовой смеси пропан-бутан составляет мДж/кг. С учетом её плотности ( кг/м3), КПД газового котла и коэффициента использования тепла , а также средней стомости газа , получаем  .

Выходит, что цена тепла, полученного от сгорания дизельного топлива, примерно в два раза выше, чем цена тепла от сгорания газа. Цифры ясно показывают, что сжиженный газ выгоднее.

Выводы и полезное видео по теме

Рекомендации по заправке минигазгольдера:

https://youtube.com/watch?v=BJYFojYfRmU

Процесс откачки из газгольдерной емкости газа для ее ремонта:

Как обманывают при заправке газгольдера:

Летом зимний газ будет гореть без каких-либо проблем. А вот применение летнего СУГ зимой возможно далеко не всегда. Чтобы не встретить холода с низким давлением в газгольдере из-за замедленного парообразования, лучше всего его осенью заправлять сжиженным топливом с высоким содержанием пропана. Но если регион теплый или установлено специальное оборудование, то емкость вполне допустимо заполнять дешевой летней пропан-бутановой смесью круглый год.

Оставляйте свои комментарии, задавайте вопросы, делитесь опытом и участвуйте в обсуждении этого материала. Блок для связи расположен под статьей.

Сжиженный углеводородный газ (СУГ) представляет собой универсальный синтетический газ, который получают при переработке нефти или из попутного нефтяного газа. СУГ в нормальных условиях находится в газообразном состоянии, а при повышении давления переходит в жидкое. В таком состоянии газ пригоден для хранения и транспортировки.При повышении температуры или снижении давления сжиженный газ начинает испаряться и это процесс прекращается по достижении состояния насыщения. Давление полученных насыщенных паров не зависит от объема жидкой фазы, но всецело зависит от температуры окружающей среды. Один литр СУГ позволяет получить около 0,25 м3 газообразного вещества.Зимой, при понижении температуры окружающей среды, снижается давление газа в резервуаре, что ведет к снижению производительности подачи газа в систему.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

15 − 3 =

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector