Дом из фильма «криминальное чтиво» снаружи и внутри

Почему Тарантино затеял игры со временем

Композиция у фильма нетривиальная. Странная, если не сказать больше. Никаких тебе классических экспозиций, завязок, кульминаций, развязок. Никакой хронологии. Несколько историй, объединенных одним героем. Убитым, правда, где-то в середине ленты, но опять появляющимся в кадре — как чертик из коробки. Повествование-то нелинейное!

Дом из фильма «криминальное чтиво» снаружи и внутри

Некоторые потребители кинематографического продукта были недовольны таким вольным обращением Квентина нашего Тарантино со временем. Взяли, да и поменяли легким движением руки эпизоды фильма местами, чтобы расставить их по порядку. Например, в Саудовской Аравии все истории были перемонтированы в хронологической последовательности.

Вот так выглядит хронологическая последовательность:

  1. Винсент и Джулс разбираются с присвоившими чемоданчик босса парнишками.
  2. «Ситуация с Бонни» — ликвидация кровавых последствий разборок.
  3. Ограбление в кафе (обе части эпизода, закольцовывавшие фильм в оригинале, соединены).
  4. «Винсент Вега и жена Марселласа Уоллеса».
  5. «Золотые часы».

Имели ли право прокатчики нагло перетасовывать эпизоды? А имеют ли право прокатчики переименовывать фильмы, катастрофически извращая при этом смысл? Фильм того же Тарантино под названием Death Proof, что переводится как «смертестойкий», в российском прокате внезапно получил странное имя: «Доказательства смерти». «Какие ваши доказательства?» — так и хочется повторить за героем еще одного известного фильма.

А как вам итальянцы, в своей версии «Бешеных псов» многострадального Тарантино запустившие slow-motion (замедленную съемку) появления гангстеров в начале фильма в обычном ритме?!

Дом из фильма «криминальное чтиво» снаружи и внутри

Неужели это допустимо: портить чужое произведение? Неужели авторское право в данном случае — всего лишь слова? Раз такое происходит безнаказанно, значит, вопрос — риторический.

Вернемся, однако, к чтиву. Замысел Тарантино основывался на нелинейной композиции.

Всем хорошим во мне я обязан книгам, или Что читает Винсент Вега

Кто это придумал, что чтение облагораживает? Посещая клозет, киллер Винс не расстается с книжкой в мягкой обложке. Этот опус существует в реальности: Питер О`Доннел сочинил роман «Модести Блейз» про женщину секретного агента по мотивам собственной серии комиксов.

Дом из фильма «криминальное чтиво» снаружи и внутри

Пару лет спустя Тарантино будет спонсировать фильм об этой самой героической Модести. Любовь к чтению во время физиологического акта и подвела бандита: книжку-то он в сортир взял, а вот пушку легкомысленно оставил на столе в чужой кухне. Боксер, забежавший домой за отцовскими часами, может и не планировал стрелять по засевшему в засаде киллеру, но щелчок тостера сделал свое дело: рука непроизвольно нажала на спуск. Вот и стало одним злодеем меньше. А все книги… Бульварное, будь оно неладно, чтиво…

Операторская работа

Дом из фильма «криминальное чтиво» снаружи и внутри
Над «Криминальным чтивом», как и над «Бешеными псами», работал оператор Анджей Секула. Примечательно, что снимать ему пришлось, находясь буквально в инвалидной коляске из-за травмы в результате автомобильной аварии. Среди характерных для Тарантино и Секулы приемов, встречающихся в фильме, можно выделить дезориентирующее чередование общих и крупных планов, съемку широкоугольной оптикой, использование зональных линз, клиповый монтаж деталей и крупных планов в наиболее напряженные моменты. Фильм, конечно, не обходится и без фирменных тарантиновских кадров, вариации «голландского угла», которую называют «видом из багажника» или «взглядом покойника» – точка съемки расположена под острым углом снизу от объекта.

Одним из рефренов фильма являются длинные (2-3-минутные) кадры, снятые с помощью стедикама, когда камера, плавно двигаясь, сопровождает идущих героев, к примеру, когда Джулс и Винсент ходят по коридору перед «делом» или Бутч направляется в квартиру за часами. Прием добавляет реалистичности и вместе с тем способствует нагнетанию напряжения. Также примечательно смелое решение длинного, больше двух минут, статичного кадра Брюса Уиллиса-Бутча, слушающего закадровый голос Марселласа Уоллеса. Вообще крупные и средние планы в профиль – еще один любимый прием Тарантино, помогающий выразить некоторую отстраненность героя от окружающей его действительности.Дом из фильма «криминальное чтиво» снаружи и внутри
Также добавим, что пытаясь добиться как можно более гладкого, глянцевого изображения, Тарантино использовал пленку Kodak 50 ASA, обладавшую малой зернистостью и вместе с тем низкой светочувствительностью. Из-за этого на площадке пришлось использовать особенно яркое освещение.
 

Музыка

Музыка по Тарантино определяет «индивидуальность фильма», является «тональным центром, вокруг которого вращается весь фильм». В «Криминальном чтиве», как и в «Бешеных псах», «Джеки Брауне», «Бесславных ублюдках», режиссер не стал прибегать к услугам композитора. Вместо этого он самостоятельно составил пеструю музыкальную палитру ленты из любимых треков 60-х годов в жанрах фанк, соул, рок-н-ролл и, прежде всего, серф-рок. Последний, по словам Тарантино, ассоциируется у него со спагетти-вестернами Серджио Леоне, а значит, придает фильму необходимую эпичность и «устанавливает высокую планку». О чем идет речь, становится очевидно, если вспомнить звучащий на начальных титрах трек «Короля серф-гитары» Дика Дэйла «Misirlou».

Любопытно, что треки, которые вошли в фильм, отбирались Тарантино еще на стадии написания сценария, а то и вовсе, формирования замысла, становясь при этом как бы частью сюжета. Более того, некоторые сцены и вовсе писались под ритм, характер и эмоциональное звучание той или иной песни. К примеру, сцена знакомства Винсента с Мией Уоллес выстраивалась Тарантино специально под «Son of a Preacher Man» в исполнении Дасти Спрингфилд. По словам режиссера, сцена продумывалась им на протяжении 6-7 лет.  
 

Локации, декорации и костюмы

Как уже говорилось, и натурные, и павильонные съемки фильма проходили в Лос-Анджелесе и окрестностях. Большинство декораций фильма, – боксерская раздевалка, номер в мотеле, ресторан Jack Rabbit Slim’s, – были построены на территории гигантского склада в Калвер-Сити близ Лос-Анжделеса. Интерьеры ресторана, вдохновленного фантазией Тарантино на тему поп-культуры 50-х годов и занявшего площадь в 7,6 тыс. квадратных метров, обошлись в $150 тыс., что стало самым дорогостоящим пунктом бюджета. При этом экстерьером ресторана послужил закрытый боулинг-клуб в Глендейле, пригороде Лос-Анджелеса. Закусочная, в которой начинается и заканчивается фильм, снималась в другом пригороде Лос-Анджелеса, Хоторн. Построенная также в стиле 50-х годов забегаловка вскоре после съемок была снесена.Дом из фильма «криминальное чтиво» снаружи и внутри
Все костюмы героев были найдены художником Бетси Хайман в магазинах Лос-Анджелеса, в том числе кожаный бондаж персонажа-мазохиста был приобретен в местном секс-шопе. Знаменитые прически Сэмюэла Л. Джексона и Умы Турман – это парики, однако их тоже не стали заказывать. Как ни странно, подошли чуть ли не первые попавшиеся.
 

Спецэффекты

Дом из фильма «криминальное чтиво» снаружи и внутри
Средства, использованные в фильме для создания спецэффектов, на удивление просты. К примеру, для создания эффект свечения, исходящего из кейса, в него просто-напросто положили две лампочки с батарейкой. Для имитации слюны и пены во время передозировки наркотиков у героини Умы Турман, использовался грибной суп Campbell’s, а кокаин и героин заменялись соответственно сахарной пудрой и коричневым сахаром. В сцене, где Джон Траволта лихо подъезжает на автомобиле к дому наркодилера, попутно врезаясь во что-то, на самом деле использовались две машины – когда одна появлялась в кадре в движении, вторая уже стояла на месте.

Специально для картины были изготовлены муляж трупа Марвина, героя, которому Винсент «выстреливает в лицо», и муляж груди Умы Турман для сцены со шприцом. Последний аксессуар, правда, в итоге не понадобился, поскольку прямо на площадке знаменитый кадр инъекции адреналина в сердце решили делать по-другому. В действительности Траволта не «бил» Уму Турман, а наоборот резко отнимал от нее руки, что при обратном движении пленки на монтаже создавало необходимый эффект.

Любимый спецэффект всех кинокритиков в «Чтиве» – рирпроекция. Вместо того чтобы снять вживую сцены, где герои находятся за рулем, Тарантино использовал старую технику комбинированной съемки, когда за неподвижным автомобилем и находящимися в нем актерами располагался экран, на который проецировалась дорога. Разумеется, как и все у Тарантино, это было сделано с умыслом – рирпроекция придавала действию сюрреалистический характер, а заодно лишний раз отсылала к классике кинематографа.
 

Зачем Квентину цитаты

Фильм нафарширован реминисценциями из обильного кинематографического материала.

Марселас внезапно возникает перед машиной убегающего от возмездия боксера, подобно шефу укравшей деньги секретарши из фильма Альфреда Хичкока «Психо».

Винсент и Миа отплясывают твист,

напоминающий то ли хореографическое выступление Франца (Сэмми Фрей), Одиль (Анна Карина) и Артура (Клод Брассёр) из фильма Жака-Люка Годара Bande à part (Посторонние),

то ли эпизод с танцем Глории Морин (Барбара Стил) и Марио Мезаботта (Марио Пизу) из ленты «8 ½» Федерико Феллини.

Кое-как убегающий от Марселаса раненый Буч повторяет финальную «пробежку» героя Бельмондо из фильма Жана–Люка Годара A bout de souffle (На последнем дыхании).

Буч выбирает оружие в лавке извращенцев, примериваясь то к ледорубу (привет тебе, «Убийство Троцкого»!), то к бензопиле (привет вам, «Техасская резня бензопилой» и ей подобные!), то к самурайскому мечу (привет вам, «Горец», «Семь самураев» и многие другие!).

Дом из фильма «криминальное чтиво» снаружи и внутри

Зачем все это режиссеру? Да хочется ему натолкать в фильм намеков на предыдущие киношные штучки — для знатоков. Кто в курсе, тот заценит.

Вперед в будущее, или Когда же происходит действие фильма?

Помните часы, которые отец Буча прятал 5 лет… э… в укромном отверстии тела, а принявший на два года эстафету хитроумного хранения его сослуживец принес сыну покойного участника войны?

Дом из фильма «криминальное чтиво» снаружи и внутри

Считаем. Вьетнамская война для американцев началась в 1965 году, а закончилась в 1973 году. Значит, в плену был ветеран максимум до 1973 года. Мальчику во время визита капитана Кунца (Кристофер Вокен) лет 5-7, максимум 9. Герою Брюса Уиллиса во время встречи зрителя с ним 39 лет (столько было актеру, на эти годы Буч и выглядит). Если в 1973 году мальчику 5-7-9 лет, то через три десятка лет наступает какой год? Правильно, 2003. А фильм снят в 1994 году. Вот такие игры со временем.

Правда, известие, что на роль Буча Кулиджа поначалу планировался Мэтт Диллон, моложе Брюса Уиллиса, опровергает инфернальность предыдущих выводов. Взяли актера постарше, а в сценарий коррективы не внесли. Бывает.

А что же в чемоданчике?

Любопытство публики Тарантино и не думает удовлетворять. Мы видим только изумленные лица тех, кто заглядывает в таинственный чемоданчик и отсвет на их физиономиях. Режиссер сказал радиослушателю во время интервью 2003 года, что в чемодане то, что хочет увидеть там зритель. Мелкий воришка из придорожного кафе по прозвищу Тыковка (Тим Рот), открыв кейс, шокирован и спрашивает: «Это то, о чем я думаю?» Кое-кто считает, что там спрятана черная душа Марселаса, о чем дает подсказку код чемоданчика — 666.

Заглянувший же в недра чемодана актер Джон Траволта полностью убрал романтический флёр с содержимого и выдал все тайны: там была лампочка, работавшая на батарейке.

Дом из фильма «криминальное чтиво» снаружи и внутри

Опубликовано 04.06.2020 Обновлено 13.06.2020 Пользователем admin

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

19 − 14 =

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector