История архитектуры

Содержание
  1. Соединение всех технологических возможностей в новом «современном» стиле (1919 год)
  2. Теория архитектуры
  3. Историзм
  4. Источники и литература
  5. Особенности архитектуры современного города
  6. Архитектура исторического города («Искусство», 9 класс)
  7. Складывание античного ордера (ок. 700 года до н. э.)
  8. Что читать
  9. «Смерть и жизнь больших американских городов»
  10. «История городов будущего»
  11. «Двадцать минут на Манхэттене»
  12. «Мусорное пространство» 
  13. «Уроки Лас-Вегаса. Забытый символизм архитектурной формы»
  14. «История архитектуры: в двух томах»
  15. «Архитектура Москвы периода НЭПа и Первой пятилетки» 
  16. Mark Magazine
  17. Каменные греческие храмы
  18. Менгиры — отдельные камни (5000–4000 лет до н. э.)
  19. Структура дорического ордера
  20. Русский стиль
  21. Этимология слов «архитектура» и «зодчество»
  22. Формирование стилей независимо от новизны конструкций (1419 год)
  23. Город и градостроительство
  24. Кромлехи — каменные круги (4000–3000 лет до н. э.)
  25. Вместо заключения: «духи места»
  26. Конструктивизм
  27. Стекло становится полноправным строительным материалом (1850 год)
  28. Стоечно-балочная система (ок. 4000 года до н. э.)
  29. Ионический ордер

Соединение всех технологических возможностей в новом «современном» стиле (1919 год)

История архитектуры28. Павильон «Эспри нуво» Ле Корбюзье в Париже. unisinu.edu.co
 История архитектуры29. Современная копия павильона «Эспри нуво» Ле Корбюзье, построенного для Международной выставки современного декоративного и промышленного искусства 1925 года в Париже Fabio Bascetta / divisare.com

В своём манифесте в журнале «Эспри нуво» один из лидеров архитекторов-модернистов Ле Корбюзье формулирует пять принципов современной архитектуры, которые возвращают её к античным идеалам — не внешне, но в главном: образ здания опять стал правдиво отражать работу конструкций и функциональное назначение объёмов. К началу XX века декор на фасадах стал восприниматься как обман. Появилась потребность обратиться к истокам, брать пример с древнегреческих храмов, правдиво рассказывавших о работе конструкций. Однако теперь перекрытия делались из железобетона, смысл применения которого в том, что там, где деталь работает на излом, замурованная в ней арматура сопротивляется разрыву. Поэтому современные конструкции могут перекрывать пролёты почти любой ширины. Теперь здания смогли совсем лишиться колонн, украшений, смогли иметь сплошное остекление, то есть обрести привычный нам «современный вид». 

Теория архитектуры

Архитектура — это музыка в пространстве, как бы застывшая музыка.

Философ Фридрих Вильгельм Йозеф фон Шеллинг

Основная статья: Теория архитектуры

Строительный словарь
определяет теорию архитектуры как науку, объектами исследования которой являются природа и специфика архитектуры и её общие закономерности возникновения, развития и функционирования архитектуры как искусства, её сущность, содержание и формы.
Также в предмет теории архитектуры входит система основных понятий (категорий) в том числе — архитектурная композиция, функция, форма, конструкция, архитектоника, архитектурная среда, симметрия и асимметрия и др. Объём — замкнутая, цельная единица среды, воспринимаемая извне. Пространство — часть среды, воспринимаемая изнутри.

Историзм

История архитектурыХрам Христа Спасителя, Москва. Фотография: strinplus.ru

История архитектурыУсадьба Царицыно, Москва. Фотография: Юрий Губин / фотобанк «Лори»

Постройки в этом архитектурном стиле, появившемся в середине XIX века, наиболее разнообразны. Главная особенность историзма — обращение архитектора к наследию прошлого. Прошлое могло быть, например, византийским — тогда появлялись здания в неорусском стиле, как храм Христа Спасителя. Могло быть готическим — так была возведена усадьба Царицыно в Москве. А могло быть осмыслением наследия эпохи ренессанс — как Московский и Ленинградский вокзалы. Ключевые внешние особенности историзма сформулировать достаточно сложно: постройки этого стиля непохожи. Если вы видите здание, которое «хочет казаться старше, чем есть на самом деле» — вероятно, это памятник историзма.

Источники и литература

— Кавтарадзе, С. Анатомия архитектуры. Семь книг о логике, форме и смысле. — М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2016. — 2-е изд. — 472 с.

— Очень краткая история архитектуры. Родословная колонны, путешествия арки, тайная жизнь балок и стропил и другие приключения строительных конструкций. Материалы курса № 12 Архитектура как средство коммуникации arzamas.academy. Автор Сергей Кавтарадзе.

Спасибо, друзья, за внимание к нашей публикации. Мы были бы вам очень признательны за оставленный отзыв

В наших следующих выпусках мы планируем продолжить рассказ об архитектурных причудах Петербурга, рассказать о становлении Петровского флота, карело-финском эпосе «Калевала», минералах мира, геологическом прошлом окрестностей Петербурга, а также и о многих других интересных вещах: увлекательно, основываясь на источниках, с картинками и дополнительными материалами.

Напоминаем, что наши партнёры в своих организациях бесплатно раздают наши стенгазеты.

История архитектуры

 
Этот выпуск напечатан благодаря дружеской поддержке нашего полиграфического партнёра — типографии «Любавич».

Ваш Георгий Попов, редактор к-я.рф

Особенности архитектуры современного города

В современной архитектуре используются совершенно новые принципы и формы организации свободного пространства. Так, в начале ХХ века появились новые стили в зодчестве – конструктивизм и функционализм, которые стремились к максимальному упрощению зданий и сооружений.

История архитектуры

Сегодня в городах возводятся типовые и очень похожие друг на друга жилые дома. Если раньше в городах самыми высокими были шпили готических соборов, то сегодня это офисные башни из стекла и бетона. Новые строительные материалы позволяют максимально облегчать все возводимые конструкции.

Как влияет современная архитектура на эмоциональное и психическое состояние человека? Многие ученые утверждают, что крайне негативно, подчеркивая, что она уже полностью утратила свой статус в духовной и эстетической сфере человеческой жизни. Действительно, очень сложно наслаждаться архитектурой XXI века. Безликие серые строения, транспортные пробки, длинные бетонные заборы, острый дефицит растительности – все это, по мнению психологов, создает неблагоприятную, агрессивную среду для жизни человека.

История архитектуры

Архитектура исторического города («Искусство», 9 класс)

Что такое «исторический город»? Каковы его характерные черты и чем он отличается от современного?

Закон «Об охране и использовании недвижимых памятников истории и культуры» трактует это понятие так: исторический город – это селение, в котором находится большое количество объектов культурного наследия. Это могут быть древние археологические стоянки, скульптурные памятники, архитектурные ансамбли и элементы старинной застройки.

В исторических городах, как правило, расположены многочисленные культурные объекты, имеющие для общества определенную ценность: историческую, эстетическую и т. д. Еще одна отличительная черта таких поселений заключается в том, что в их пределах сохранена старинная (историческая) планировка улиц и площадей.

История архитектуры

Важно отметить, что исторический город – это не только архитектура и культурные ценности, но еще и его население. То есть люди со своим набором традиций, обычаев, взглядов на жизнь

Обращение к данному термину позволяет рассматривать конкретный город как исторический, национальный и региональный феномен.

Тема «Архитектура исторического города» изучается в 9 классе средней школы, в рамках курса «МХК» (мировая художественная культура).

В России на сегодняшний день насчитывается 41 населенный пункт со статусом исторического города. Среди них – Москва, Санкт-Петербург, Владимир, Дербент, Кострома, Суздаль и другие.

Складывание античного ордера (ок. 700 года до н. э.)

История архитектуры 8. Фрагмент деревянного древнегреческого храма. Гипотетическая реконструкция немецкого архитектора, строителя и преподавателя Йозефа Дурма (1837–1919).

Что нужно сделать, чтобы построить из дерева храм какому-то греческому богу, скажем Зевсу? Желательно, чтобы глухие стены святилища окружала открытая галерея или навес, где удобно укрыться от солнца. Мы ставим ряд вертикальных столбов, найдя подходящие деревья. Наш металлический инструмент, очищая их от коры, уже оставил характерные канавки вдоль всего ствола. Чтобы опоры были устойчивыми, желательно заузить их кверху. Необходимо и какое-то расширение на конце для поддержки несомых частей, поэтому каждый столб мы завершим подобием круглой чаши, на которой, в свою очередь, будет лежать квадратная плита. Теперь сверху можно положить несколько горизонтальных балок, установив их для большей жёсткости на ребро. Для того, чтобы перекрыть пространство сверху, нужно к идущей параллельно стене или другой колоннаде перекинуть поперечные балки (они называются прогоны). Нет нужды класть их сплошь, без просветов; обычно хватает одной над каждой колонной и одной или двух между ними. Промежутки между выходящими на фасад торцами балок-прогонов лучше прикрыть их щитами, предохраняющими от дождя и ветра. Другими щитами, сбитыми из вертикальных досок, мы защитим и сами торцы. Крышу сделаем двускатной, причём доски стропил должны нависать над краем сооружения, оберегая фундаменты от стекающей с кровли воды. Поскольку деревянные конструкции весьма подвижны (помните вечный стук и потрескивание в деревенском доме?), мы не просто поставим балку на балку, а проложим между ними тонкие деревянные дощечки-полочки, закреплённые снизу клинышками. Простая и, главное, очень логичная конструкция. Ничего лишнего, никаких украшений ради украшений. Каждая деталь работает, и вполне понятно как.

Что читать

История архитектуры

Джейн ДЖекобс

«Смерть и жизнь больших американских городов»

Книга не об архитектуре, но о специфике городского планирования, немыслимого без учёта повседневных требований горожан. Написанный в 1961 году основной труд теоретика градопланирования Джейн Джекобс — классика жанра для будущих урбанистов и архитекторов.

История архитектуры

Дэниел Брук

«История городов будущего»

Журналист Дэниел Брук посвятил книгу четырём относительно молодым городам, ставшим новаторскими для своих стран, четырём своеобразным «окнам в Европу» — Петербургу, Шанхаю, Мумбаю и Дубаю. На их примере он объясняет, как восточная культура движется на Запад.

История архитектуры

Майкл Соркин

«Двадцать минут на Манхэттене»

Архитектор и критик Майкл Соркин препарирует урбанистическое пространство Нью-Йорка через свой ежедневный маршрут от дома до офиса, или, если быть точнее, от Гринвич-Виллидж до студии в Трайбеке. Что интересно, он не только делится мыслями о переменах, случившихся на Манхэттене за 15 лет, но и описывает местных жителей и малоизвестные улицы.

История архитектуры

Рем Колхас

«Мусорное пространство» 

Одно из важнейших эссе именитого голландского архитектора, критикующего современную тенденцию наращивания масштабов зданий бизнес-центров в ущерб индивидуальному городскому ландшафту.

История архитектуры

Роберт Вентури, Дениз Скотт Браун, Стивен Айзенур

«Уроки Лас-Вегаса. Забытый символизм архитектурной формы»

Одна из поворотных книг в истории западной архитектуры, как свидетельствуют опросы самих архитекторов. Три профессора Йельского университета в 1968 году вместе со студентами отправляются в Лас-Вегас — образец дурного градостроительного вкуса и китча. На ошибках Лас-Вегаса и родилась книга, ставшая манифестом постмодернизма.

История архитектуры

Огюст Шуази

«История архитектуры: в двух томах»

Существует множество книг по истории архитектуры, путеводителей по отдельным стилям и именам, и все они могут быть по-своему интересны

Но на две из них нужно обратить особое внимание: первая, не самая эстетичная, но крайне информативная книга французского архитектора Огюста Шуази, написанная для архитекторов, но несложная для простого читателя. Вторая — ниже

История архитектуры

«Архитектура Москвы периода НЭПа и Первой пятилетки» 

Гид по архитектуре советского авангарда — главному, что подарили миру отечественные архитекторы. По мнению эксперта этого материала Александра Острогорского, её стоит прочитать любому культурному человеку.

История архитектуры

Mark Magazine

Голландский журнал о современной архитектуре, выходящий раз в два месяца и наполненный актуальными интервью и текстами о новейших архитектурных объектах со всего мира. Один из немалого числа периодических изданий об архитектуре — среди других можно выделить авторитетные итальянские Domus или The Plan, а выбрать любимый можно, разве что пролистав все. В России Mark можно купить, например, в lebigmag.

Каменные греческие храмы

История архитектуры 9. «Храм E» (Храм Геры) в Селинунте (Сицилия). Основан в 628 году до н. э., разрушен в 827 году н. э. Рис. Жака Гитторфа, 1859 год wikipedia.org
 История архитектуры 10. Сравнение элементов трёх основных архитектурных ордеров (слева направо: дорический, ионический, коринфский). kids.britannica.com

Своим каменным сооружениям греки придали форму старых деревянных храмов — простую и строгую, следующую конструктивному назначению, а не богословской символике. Иначе говоря, в отличие от остальных народов, они стали изображать в известняке и мраморе примитивные плотницкие изделия. На первый взгляд деревянный прототип и каменный храм идентичны

Однако между ними есть важное отличие: не всё в каменной конструкции работает так, как это видится зрителю. Например, за триглифами никогда не бывает реальных балок-прогонов, а мутулы вовсе не являются концами настоящих стропил

Более того, швы каменных блоков могут вообще не совпадать с границами изображённых деталей. Это обстоятельство совершило настоящую революцию в искусстве строить. Воплотившись в камне, архитектура греков впервые стала полноценным изобразительным искусством, причём изображала она не что-то иное, а саму себя, работу собственных конструкций. Теперь рассказ о том, как работают опоры и балки, как помогают им в этом тяжёлом труде детали помельче, о непростых взаимоотношениях несомых и несущих частей сам по себе сделался художественной ценностью. Архитекторы и искусствоведы называют такое взаимодействие конструктивных элементов тектоникой или архитектоникой. Выстроенная строго логично система из поддерживающих и поддерживаемых элементов называется ордером (от лат. ordo — воинский строй, порядок), и лучшее название придумать было невозможно. Это момент рождения европейского зодчества. Обычно различают три главных ордера — дорический, ионический и коринфский — и два дополнительных — тосканский и композитный.

Менгиры — отдельные камни (5000–4000 лет до н. э.)

История архитектуры 1. «Сенокос между менгирами в Норне» (Норвегия). Картина Йохана Даля, 1839 год. wikipedia.org
 История архитектуры 2. Менгир Эр-Грах («камень феи») во Франции. Был крупнейшим в Европе до своего падения и разрушения (высота ок. 20 м, масса ок. 280 тонн). V тысячелетие до н. э. Myrabella / wikipedia.org

Достаточно и одного камня, чтобы родилось архитектурное произведение; нужно лишь, чтобы не было сомнений в рукотворности того, что получилось в итоге. Такие сооружения из единственного камня действительно существуют, и, возможно, именно они являются самыми древними архитектурными памятниками планеты. Это менгиры — многотонные глыбы, вырубленные в скалах или найденные уже оформленными самой природой. Древние люди, собравшись вместе, волоком доставляли их в назначенное место и вручную ставили вертикально. Наверное, древние боги, которым, собственно, и посвящался этот фантастический труд, оставались довольны — сам вес камня свидетельствовал об искренности молитвы.

Структура дорического ордера

История архитектуры14. Структура дорического ордера. Сергей Кавтарадзе с исп. чертежа из книги: Fergusson J. A History of Architecture in all countries… 1874. Vol. I. P. 243.

Здание стоит на ступенчатом постаменте — стереобате (под ним, не сомневайтесь, надёжный фундамент). Верхняя площадка, на которую, собственно, и опираются колонны, называется стилобат. Опоры, конечно, значительно толще деревянных, но продольные вертикальные канавки — каннелюры — придают им достаточно стройный вид. К тому же, как и положено, колонны зримо сужаются кверху. Каждая заканчивается чашей — эхином («котлом» или «сосудом для омовения рук» в переводе), на которой лежит квадратная плита — абак («абак» также и табличка для ведения расчётов). Всё, что выше абака, называется антаблементом (знающие французский или английский язык без труда расслышат здесь слово «стол») и делится по горизонтали на три основные части.

Самая нижняя, несущая часть — архитрав — состоит из двух-трёх поставленных на ребро горизонтальных балок (с фасада мы видим только одну из их наружных граней). Выше расположен богато украшенный ряд, состоящий из череды панелей с вертикальными желобками и барельефов, обычно воплощающих какие-то героические сюжеты. Панели с желобками — это триглифы

Они (и это важно!) как будто являются торцами поперечных, уходящих в глубину балок — прогонов. Воображаемая пустота между триглифами закрывается другими щитами — метопами, то есть теми самыми скульптурными рельефами

Чередование метоп и триглифов образует фриз — средний ряд антаблемента. Полочка прокладка под ним — тения. Наконец, над всей конструкцией, защищая её от дождя, нависает козырёк карниза. Снизу видны мутулы, изображающие концы стропильных досок, и гутты — шляпки гвоздей («капли» в переводе с латинского); гутты также украшают регулы — короткие полочки под триглифами. Ещё выше — бортик, в который упирается черепица (он же — жёлоб для воды), и отверстия водостоков — сима и акротерии.

Колонны и горизонтальные элементы в исполнении античных зодчих уподоблялись живому организму, выполняющему определённую работу. Снизу — крупные части; чем выше, тем больше деталей и тем более дробен их ритм и чаще членения. Фуст (тело колонны) утолщён в нижней трети (это называется энтазис), будто бы вес заставляет напрячься каменный мускул. Так же и круглая чаша (эхин) — не просто опорная шайба, но «лапа», «ладонь», подставленная под осязаемый груз. С пониманием глядя на труд античных конструкций, мы можем представить себя на месте опоры, ощутить тяжесть каменных балок, мысленно напрячь мышцы и, следовательно, посочувствовать архитектурному произведению.

Русский стиль

История архитектуры

В архитектуре второй половины 19 века наблюдается всплеск интереса, направленного на произведения древнерусского зодчества. В результате складывается комплекс, состоящий из нескольких архитектурных стилей, который определяется несколькими способами. Основное его название «русский стиль», но также его именуют и «псевдорусским», и «неорусским», и «русско-византийским». В этом направлении происходит заимствование некоторых архитектурных форм, характерных для древнерусского и византийского зодчества, но уже на новом технологическом уровне.

В качестве основателя «русско-византийского стиля» искусствоведы рассматривают Тона Константина Андреевича. Его главнейшими творениями являются храм Христа Спасителя, а также Большой Кремлевский дворец. Во внешней отделке последнего сооружения воплощены мотивы Теремного дворца. Окна у него изготовлены в традициях русского зодчества, их украшают резные наличники, снабженные двойными арками и гирькой в их середине.

Кроме указанных сооружений, к работам Тона принадлежат московская Оружейная палата, кафедральные соборы в Ельце, Томске, Красноярске, Ростове-на-Дону.

Этимология слов «архитектура» и «зодчество»

Русское слово «архитектура» через посредство польск. architektura заимствовано из лат. architectura. В латинском это слово образовано от architectus «архитектор», которое было заимствовано из др.-греч. ἀρχιτέκτων: αρχι- (главный, старший) и τέκτων (плотник, строитель) — «главный строитель».

В русском языке имеется оригинальное слово для обозначения строительного искусства: «зодчество» (ст.‑слав. «зьдьчий» от «зьдь» — глина, материя). С ним тесно связан древний глагол здати — строить, создавать. Первоначально зодчеством называли лишь каменное строительство. Летописи обычно разделяли понятие «создал» — построил каменное здание и «поставил» — деревянное.

Формирование стилей независимо от новизны конструкций (1419 год)

История архитектуры 21. Вид на площадь Святейшего Благовещения, Флоренция. Картина Джузеппе Дзокки. christies.com

Эпоха Возрождения дала миру величайшие купола, но с этого момента большие стили возникали уже не столько благодаря строительным новшествам, сколько в результате изменения самой картины мира. Ренессанс, маньеризм, барокко, рококо, классицизм и ампир родились скорее благодаря философам, теологам, математикам и историкам (и в какой-то степени тем, кто ввёл в моду галантные манеры), чем изобретателям новых конструкций перекрытий. Вплоть до эпохи промышленной революции новшества в строительных технологиях перестают быть определяющим фактором в смене стилей.

В правой части иллюстрации — Воспитательный дом, построенный в первой половине XV века. Это одно из первых сооружений в стиле Возрождения, оказавшее огромное влияние на развитие итальянской и всей мировой архитектуры. Фасад здания, спроектированный Филиппо Брунеллески и украшенный глазурованными керамическими барельефами скульптора Андреа делла Роббиа, пропагандировал новые эстетические идеалы: гармонию в пропорциях, композиционное и эмоциональное равновесие, а также спокойную поступь метрического ритма.

С появлением во Флоренции Воспитательного дома нищенки получили возможность не бросать своих младенцев в случайных местах, а анонимно оставлять в специальном заведении. Подкидышей выкармливали и растили до совершеннолетия, давали образование и профессию, а достигших брачного возраста и пожелавших выйти замуж девушек ещё и снабжали приданым. Этот проект можно рассматривать как манифест итальянского гуманизма: спасали младенцев, воспитывали нового человека.

Город и градостроительство

Город – это величайшее творение человеческого разума, главный двигатель в развитии любого региона, страны, государства. Именно в городах концентрируются самые гениальные умы, которые генерируют новые идеи и изобретения.

Город отличается от других населенных пунктов рядом определенных характеристик. Их изучением занимается наука урбанистика. А вот теория и практика планировки, а также застройки городов – это уже поле интересов градостроительства.

История архитектуры

Градостроительство – это деятельность по разработке и созданию городских систем, их реконструкции и улучшения жизненного пространства человека.

Кромлехи — каменные круги (4000–3000 лет до н. э.)

История архитектуры 4. Кромлех у деревни Свинсайд в Англии. Считается наиболее хорошо сохранившимся из всех похожих сооружений в Западной Европе. Richard Mudhar / Megalithia.com
 История архитектуры 5. Круг Брогара — кромлех эпохи неолита на острове Мейнленд, Шотландия. Построен между 2500 и 2000 годами до н. э. Кольцо Брогара фигурирует в компьютерной игре Arcanum. Shadowgate / wikipedia.org

Крóмлех (от бретонского «круг» и «камень») — один из видов мегалитических построек времени неолита и главным образом бронзового века. Обычно состоит из больших отдельно стоящих камней, образующих одну или несколько концентрических окружностей. При раскопках внутри каменных колец находили погребения, каменные топоры, лепную керамику. Кромлехи встречаются в Азии и Америке, но особенно много их в Европе (Франция, Великобритания, Скандинавия, Закавказье). Вероятнее всего, это ритуальные сооружения для погребений и религиозных церемоний. Возможно, кромлехи связаны с солнечным культом и являлись храмами Солнца (по материалам А. Л. Монгайт, БСЭ, 2012).

Вместо заключения: «духи места»

История архитектуры30. Агатодемон — божество полей и виноградников. Римская фреска из Каса-дель-Сентенарио в Помпеях. Национальный археологический музей (Неаполь). wikipedia.org

На земле есть особые области, всегда отличные от любых других, где чувствуется присутствие чего-то необычного, что неведомым образом, минуя строгое рацио, прямо трогает струны души. Как будто колдуют невидимые создания, одаривая человека способностью видеть мир иными глазами. Такие незримые существа действительно есть, это духи места. Римляне называли их genius loci. Как и полагается духовным силам, они невидимы, однако оставляют знаки своего присутствия, явные для посвящённых. Достаточно остановиться, перестать чувствовать себя должником длинного списка достопримечательностей и прислушаться к себе и к окружению — к шелесту листвы, шуму дождя, звону трамваев, пению птиц и говору аборигенов. Что-то откроется само, поначалу робко, недоверчиво. А потом genius loci осмелеют и затеют радостную игру — знаков станет всё больше и архитектура приоткроется во множестве новых, неожиданных ракурсов, одаривая нежданными, но неизменно прекрасными впечатлениями.

Конструктивизм

Начало развитию этого стиля было положено в 1920-е французским архитектором Ле Корбюзье (1887-1965). В своих постройках он впервые начал применять сборные модули, состоящие из железобетонных конструкций. Самое знаменитое здание в стиле конструктивизма по проекту Корбюзье — капелла Нотр-Дам-дю-О, католическая церковь, построенная из бетона на Вогезском холме (г. Роншан, Франция). Идея создания криволинейной асимметричной крыши, напоминающей морскую раковину, позволила идеально вписать строение в ландшафт и воплотить мысли о защищенности происходящего таинства внутри.

Однако в архитектуре современных городов увлечение готовыми сборными блоками привело к обезличиванию зданий. Особенно это касается многоэтажной жилой застройки так называемых «спальных» районов. По мнению психологов, люди, живущие в таких серых «коробках», чувствуют негативное эмоциональное напряжение. Целые районы одинаковых серых зданий, окруженные дорогами, бетонными заборами и скудной растительностью, являются примером неблагоприятной среды, которая не обеспечивает комфортную жизнь, а наоборот, вызывает агрессию и неприятие.

История архитектуры

Стекло становится полноправным строительным материалом (1850 год)

История архитектуры25. Хрустальный дворец в Гайд-парке. Рисунок Филиппа Браннана. 1850–1851 годы. Victoria and Albert Museum
 История архитектуры26. Хрустальный собор — протестантский храм в городе Гарден Гров, США. Архитектор Филипп Джонсон. 1980 год. Prayitno / Thank you for (4 millions +) views

Всемирные выставки не раз становились знаковыми событиями в истории архитектуры. Так, на Всемирной выставке в Лондоне 1851 года перед восхищёнными зрителями предстал настоящий Хрустальный дворец, даже более величественный, чем мог быть построен героями старых сказок. Главным автором и вдохновителем строительства Хрустального дворца стал вовсе не архитектор, а садовник — Джозеф Пакстон, до того занимавшийся теплицами. Огромный павильон демонстрировал возможности нового строительного материала — стекла. Фабричное производство оконного стекла больших размеров позволило отработать технологии строительства сначала больших оранжерей (чем и являлся Хрустальный дворец), а затем и грандиозных зданий иного назначения, в которых либо все стены, либо крыши делались стеклянными. Сказочные «хрустальные дворцы» начали воплощаться в реальности.

Стоечно-балочная система (ок. 4000 года до н. э.)

История архитектуры 6. Дольмен Пулнаброн в Ирландии. Ок. 4200–2900 лет до н. э. Kglavin / wikipedia.org

Мис ван дер Роэ, один из выдающихся архитекторов XX века, как-то сказал: «Строительное искусство начинается там, где тщательно складывают вместе два кирпича». Вообще, история зодчества — это, прежде всего, рассказ о том, как люди искали решение простой на первый взгляд задачи: строить так, чтобы потолки не падали на головы. Если на два расставленных нижних объёма водрузить ещё один, то под ним может образоваться полезное пространство, более или менее закрытое от всего внешнего. Такая примитивная конструкция на языке науки называется стоечно-балочной системой. В древности первыми пользователями данной строительной технологии стали покойники. Именно им, как правило, предназначались дольмены — большие мегалитические «будки», неплохо сохранившиеся до наших дней. Их можно встретить, например, во Франции и в Ирландии, а из ближайших к нам земель — в Крыму. В прошлом деревянные или каменные балки укладывали на столбы из того же материала — сегодня вместо природного камня используют металл и железобетон.

Ионический ордер

История архитектуры 12. Развалины храма Эрехтéйон, Афинский акрополь (Греция). Храм посвящён Афине, Посейдону и легендарному афинскому царю Эрехтею. Построен к 406 году до н. э. Napoleon Vier / wikipedia.org

Вытесненные этими набегами ионийские племена эмигрировали на острова Средиземного моря, а также колонизировали побережье Малой Азии (там сейчас лучшие курорты Турции). То ли под влиянием тонкости собственной натуры, помешавшей им противостоять грубым дорийцам, то ли поддавшись примеру знаменитых своей изнеженностью азиатских владык, они создали свой ордер — ионический, значительно более стройный и изящный, чем тот, с которым мы уже знакомы. Разница была настолько велика, что дорику с тех пор стали сопоставлять с мужским началом, а ионические постройки — с женским. Ионический ордер не столь привержен строгой логике конструкций, зато куда более нуждается в украшениях. Самая приметная часть — ионическая капитель, образуемая двумя волютами, — объявляется, как правило, потомком бруса с закруглёнными концами, Т-образно уложенного на вершину опоры. Главное отличие двух ордеров — в пропорциях. Какие бы соотношения диаметра пяты колонны к её высоте ни объявлялись идеальными и единственно правильными, дорическая опора всегда получается заметно более приземистой. Кроме того, в ионическом ордере появляется новая важная деталь — база (в сущности, набор «блинов» разного профиля, иногда украшенных резьбой), на которую устанавливается фуст колонны.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

12 − один =

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector