Памятники архитектуры москвы

XVIII век: нарышкинское и просто барокко

В XVIII веке московская архитектура снова смотрит на Запад. Связующим звеном между архитектурой старой патриархальной Москвы и новым стилем возводимого в западноевропейском духе Санкт-Петербурга – петровским барокко – стал нарышкинский стиль.

Храм Покрова Богородицы в Филях

Самые известные примеры нарышкинского барокко – храм Покрова Богородицы в Филях, Спасский храм в селе Уборы Одинцовского района.

Памятники архитектуры москвы

Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Филях

Спасский храм в селе Уборы Одинцовского района

Особенность нарышкинского стиля – смешение противоречивых тенденций и течений. С одной стороны, мы видим черты европейского барокко и маньеризма, отголоски готики, ренессанса, романтизма, с другой – традиции русского деревянного зодчества и древнерусской каменной архитектуры.

Памятники архитектуры москвы

Спасский храм в селе Уборы

Дворец Волковых-Юсуповых

Дворец Волковых-Юсуповых в Большом Харитоньевском переулке – интересный памятник гражданской архитектуры нарышкинского барокко. Недавно он стал доступен для посещения как музей.

Памятники архитектуры москвы

Дворец Волковых-Юсуповых

Храм Никиты Мученика в Старой Басманной слободе

А вот подлинного, высококлассного барокко, подобного тому, что можно встретить в Петербурге, в Москве почти нет. Чувствуется, что в это время Москва – провинция. Однако на самой Красной площади мы можем полюбоваться домом Губернского правления, на Старой Басманной – храмом мученика Никиты.

Памятники архитектуры москвы

Храм Никиты Мученика в Старой Басманной слободе

Вообще барокко – это «отличник, который пытается косить под двоечника», шутит Дмитрий Беззубцев. Этот стиль основан на ордере, то есть законах симметрии и порядка, но его отличительные черты – «разорванные» арки и фронтоны, вольные изгибы, прихотливый, избыточный декор.

Конец XIX века: время эклектики

Храм Христа Спасителя

С XIX века стили начинают размываться – особенно заметно это становится к концу столетия. Например, Храм Христа Спасителя – настоящий «сборник цитат». Мы можем разглядеть килевидные арки, романские «висячие» колонны, композицию, перекликающуюся с Исаакиевским собором (большой центральный купол и четыре звонницы), и так далее.

Памятники архитектуры москвы

Храм Христа Спасителя

Исторический музей

Или здание Исторического музея: много цитат из эпохи узорочья, но симметричность постройки и просто размер свидетельствуют о том, что это не XVII век.

Памятники архитектуры москвы

Исторический музей

Марфо-Мариинская обитель

А Марфо-Мариинская обитель – сочетание неоархаики с мотивами новгородского зодчества и модерна.

Памятники архитектуры москвы

Покровский собор Марфо-Мариинской обители

Пушкинский музей

Пушкинский музей – неоклассицизм: мы видим портал, типичный для классицизма, но колоннада идет вдоль всего фасада, размер здания свидетельствует о технических возможностях, невообразимых в период истинного классицизма.

Памятники архитектуры москвы

Пушкинский музей

Самые известные монастыри и храмы Москвы

Со столицей связана вся культурная и духовная жизнь страны. Множество ее монастырей и храмов известны по всей России, некоторые из них сохранились еще с первых веков существования города. Можно сказать, что это памятники русской архитектуры, дорогие сердцу каждого жителя страны.

Памятники архитектуры москвы

— Новодевичий монастырь, который кроме того, что является действующим, носит статус Государственного исторического музея.

— Донской монастырь — примечателен множеством красивых церквей и живописных башен.

— Данилов монастырь — один из самых древних не только в Москве, но и в России.

— Очень живописна церковь Григория Неокесарийского с яркой оранжевой колокольней и изразцовыми вставками.

— Храм Христа Спасителя — известен тем, что восстанавливался в 90-е годы 20 века после полного разрушения.

— Храм Василия Блаженного — одна из самых известных достопримечательностей Москвы. Так называют Покровский собор, расположенный на Красной площади. Своими яркими расписными куполами и богатым убранством он привлекает множество туристов.

Казань

Столица Республики Татарстан, город раскинувшийся на берегах Волги, один из самых красивых, официально носит название третьей столицы Российской Федерации, а также историческая столица Казанского ханства, Казанского Царства, Казанской губернии и советской Татарии- занимает третью строчку рейтинга Национального туристического союза- архитектурно значимых городов России.

В 2005 году, отпраздновав свое тысячелетие, Казань стала активно развиваться в направлении спортивного центра России. Чемпионат Европы по тяжелой атлетике, Чемпионат мира по фехтованию, летняя универсиада, чемпионат мира по водным видам спорта, Кубок Конфедерации, а теперь и Чемпионат Мира- вот неполный список мероприятий, которые Казань приняла и успешно провела на своей территории.

Памятники архитектуры москвы

Столица Татарстана, прошедшая сквозь века и дошедшая до нас в своем нынешнем воплощении, города, отвечающего запросам самого искушенного туриста, все же ,несет на себе отпечаток каждой из эпох, каждой из ролей ей в них присущей.
Сначала булгарская крепость, а после падения Казанского Ханства- самый южный образец псковского архитектурного стиля, с его белокаменным кремлем, включенным в список наследия ЮНЕСКО, Спасскую Башню и Благовещенский собор.

Вторая половина 20 века ознаменована значимыми стройками в стиле «сталинский ампир».
В Казани появились здания : Химического факультета Казанского университета, театра оперы и балета.
Традиционно популярное направление для кратковременных визитов, таких как, новогодние каникулы, Казань входит в список самых быстро развивающихся туристических направлений и абсолютно точно рекомендована к посещению любому туристу.

Памятники архитектуры москвы

Как подбирают материалы при реставрации

Во время реставрации специалистам часто приходится восстанавливать утраченные элементы. Так называемая докомпоновка проводится из современных материалов. Бытует мнение, что некоторые образцы невозможно повторить. Это не так. Сегодня существует множество видов отделочных и строительных материалов, компоненты которых использовались несколько столетий назад.

Есть, правда, небольшие трудности с докомпоновкой каменных деталей. Дело в том, что камень, добытый на конкретном месторождении, уникален по своей природе. Например, многие здания в Москве, созданные в XIX и начале XX века, облицованы гранитом из рудников Карелии. Сегодня некоторые из них уже закрыты, поэтому приходится заказывать из соседних месторождений, подбирая материал, максимально близкий по структуре и внешнему виду.

Но даже добытый на разных пластах одного рудника камень отличается по структуре. Поэтому, например, для реставрации постамента памятника Горькому на площади Тверская Застава материал подбирался на камнеобрабатывающих комбинатах, где остались части партий гранита, полученные в прошлом столетии.

Памятники архитектуры москвы

Технология полного воссоздания какого-то архитектурного элемента имеет свои особенности. Так, чтобы вернуть утраченные маскароны (скульптурное украшение в виде головы человека или животного), снимаются силиконовые формы с уцелевших фрагментов. Как правило, на одном здании бывает не один, а несколько маскаронов. По полученному слепку отливается копия, которая устанавливается на историческое место.

Материалы для реставрации заказываются как на российских фабриках, так и на зарубежных. К примеру, для докомпоновки сохранившейся керамики на фасаде павильона «Земледелие» на ВДНХ была произведена полихромная керамика на одном из подмосковных заводов.

В Московской области также изготовили часть фрагментов разноцветной смальты для облицовки фонтана «Каменный цветок». Остальную привезли из Академии художеств в Санкт-Петербурге, где ее заказывали и в 1954 году.

Кстати, технология производства материала была та же самая, что и более 60 лет назад. Смальту до сих пор делают, соединяя два стекла — цветное и белое. А между ними размещают прокладку из сусального золота или серебра. Для глубины и игры цвета нижний слой стекла должен быть от шести до трех миллиметров, а верхний — от 0,14 и больше. Например, для листьев цветка применялась так называемая глушеная смальта.

Памятники архитектуры москвы

При восстановлении фонтана «Каменный цветок» реставраторы тщательно подбирали оттенки, чтобы они полностью соответствовали историческим. Современные образцы прикладывали к сохранившимся подлинным фрагментам на фонтане, и могу с уверенностью сказать, что они абсолютно идентичны по форме и цветам. Тем не менее у горожан возникли вопросы, почему некоторые детали фонтана (особенно зона самоцветов) оказались после реставрации гораздо ярче, чем до нее. Дело в том, что за долгие годы историческая смальта была почти полностью исчезла с постамента фонтана. А незначительные ее остатки покрылись плотным слоем налета, поэтому не выделялись на фоне бетонной конструкции. Сняв их и отчистив от загрязнений, специалисты увидели именно те цвета, что и впоследствии были воссозданы. Всего для отделки фонтана использовалось более 200 цветовых оттенков смальты.

Красная площадь

Архитектурный ансамбль Красной площади дополняют не только стены Кремля, но и величественные здания ГУМа, Исторического музея и Храма Василия Блаженного. Побывав здесь однажды, совершенно точно захочется возвращаться туда снова и снова.

Красная площадь – настоящий кладезь гармоничного смешения совершенно разных архитектурных стилей.

Если разговор ведется о московском колорите, то нельзя не упомянуть сталинские высотки, которые были возведены в честь 800-летия Москвы еще в 1947 году. На самом деле их должно быть восемь, но удалось построить только семь. Задача семи высоток – символизировать стремление столицы к покорению новых вершин в новом столетии. Каждое строение изначально должно было стать своеобразным ориентиром, вокруг которого должна была формироваться городская площадь. На данный момент часть этих построек имеет административное назначение.

1920-е годы

Памятники архитектуры москвы

Настоящий переворот в архитектуре произошел после революции 1917 года, когда в игру вступили молодые, но целеустремленные специалисты. Их задача была простой: создать из Москвы город, который бы полностью соответствовал советской идеологии. Развивалась архитектура в двух направлениях: активно строились дома-коммуны и рабочие поселки. Символом этого времени стали «переходные» дома. Жилищные комплексы должны были представлять собой малометражные квартиры и общественные зоны. 20-е годы – это попытка воплотить политику в строительство, поистине новое слово в архитектуре.

Екатеринбург

Основанный в начале 18 века, названный именем императрицы Екатерины Великой, град на Урале, столица горнорабочих и металлургов, он был призван усилить военную мощь растущего государства Российского, выковать и закалить в своих цехах мощь и стремление к величию, заложенное Петром и продолженное потомками.
Екатеринбург расположен на Среднем Урале, на обоих берегах реки Исеть. Географически является связующим звеном между европейской и азиатской частями России.

Четвертый по численности, значимый культурный и административный центр, здесь расквартирован штаб Центрального военного округа, Уральское отделение Российской академии наук. Екатеринбург- один из самых значимых транспортно-логистических центров, чрезвычайно важный промышленный центр, а также памятка архитектурным веяниям, присущим. той или иной эпохе.

Памятники архитектуры москвы

Так с момента своего основания, как чрезвычайно важный с точки зрения промышленности, но находящийся на значительном удалении, в своей планировке, Екатеринбург был схож с итальянскими крепостями эпохи Возрождения, а также ортодоксальным принципам французского градостроения 17 века, которые служат примером стилистической принадлежности к стилю Барокко.

В середине 19 века, когда Екатеринбург приобрел славу промышленной Венеции, значительное распространение получили усадьбы и резиденции переезжавших или находящихся на постоянной службе высокопоставленных чиновников или армейских чинов, например резиденция генерала В.И. Глинки, а также усадьбы местных зажиточных купцов- Рязановых и Харитоновых, в зданиях построенных тогда и сохранившихся по сей день с угадывается русский классицизм.
Шло время и город обрастал новыми творениями архитекторов и проектировщиков.

Начало 20 века- эклектика и ее Оперный театр и Деловой Клуб, а также здание нового вокзала.
20-30 годы, время, когда все менялось в молодой стране, а Екатеринбург стал на время Свердловском, на смену привычным уже очертаниям пришел конструктивизм , за ним пришла неоклассика, а после рационализм.

Сейчас же, в начале 21 века, архитекторы возвращаются к наследию Советского Союза и получает распространение неоконструктивизм .
Можно с уверенностью сказать, что Екатеринбург по праву занимает первое место среди городов, обычно лежащих вне классических туристических маршрутов.

Современный город, с глубокими традициями и многовековой историей, отраженной в архитектуре и развитии промышленности, еще один из городов участников грядущего Мундиаля.
В рамках Чемпионата мира 2018 года разбираться в хитросплетениях архитектурных стилей, переплетении эпох и восхищаться производственными мощностями предприятий смогут : Египтяне и Уругвайцы, Перуанцы и Французы, Японцы и Сенегальцы, Мексиканцы и Шведы.

Памятники архитектуры москвы

Двухтысячные

Какая архитектура Москвы получила распространение в нулевых? Уже конец 90-х можно назвать самым настоящим «строительным взрывом». В 2000 году начинают появляться так называемые квартиры нового поколения, которые дополнялись развитой инфраструктурой. В это время особенно интенсивно развивалось обустройство не только домов, но и прилегающей территории. Дворы украшались фонарями, создавались прогулочные зоны, высаживался газон и строились тротуары.

За последние 15 лет жилищная архитектура Москвы рванула вперед и совершила настоящий переворот в строительстве массового жилья. Появление новых технологий, материалов и прочего дают возможность застройщикам и архитекторам реализовывать любые идеи и решения. Необычные проекты появляются на каждом шагу, и город не перестает расти и развиваться.

Стили архитектуры Москвы 19-20 веков

1. Московский модерн. Сооружения в этом стиле стали создаваться с конца 19 века. К ним относится особняк Медынцева, усадьба Павловых, Ярославский вокзал, гостиница «Метрополь» и многие другие.

2. Архитектура Москвы в годы советской власти отличалась размахом. С большой скоростью росли новые районы. Самые известные здания того времени — семь сталинских высоток.

3. Современная архитектура Москвы представлена офисными зданиями, деловыми и культурными центрами, построенными в стиле постмодернизма и эклектики. Это, например, торговый центр «Наутилус» или ресторан «Белый лебедь».

Исаакиевский собор

Даже гости Санкт-Петербурга, оказавшиеся на территории «второй столицы» проездом, должны непременно посетить Исаакиевский собор. Грандиозная постройка в ее сегодняшнем облике была возведена в 1818-1858 годах, за основу был взят проект, разработанный архитектором Огюстом Монферраном. Однако, как и многие другие памятники архитектуры России 19 века, собор имеет более длинную историю, которая начинается с небольшой церкви, основанной в начале 18 века. Храм входит в число крупнейших купольных зданий на планете, диаметр купола составляет 21.8 метров, на его создание было потрачено свыше 100 кг золота.

Памятники архитектуры москвы

Туристов привлекает не только затейливая купольная роспись, изображающая библейские сцены, богатое внутреннее убранство собора – ценные породы мрамора, малахит, лазурит, позолота. Высокая колоннада – одна из основных причин популярности храма. Воспользовавшись узкой винтовой лестницей, можно очутиться на высоте 43 метра и насладиться неповторимыми видами Питера.

Кремль

Строение имеет двадцать башен, зубчатые стены из красного кирпича – все это было возведено еще в далеком 15-м веке. Но настоящим символом Москвы Кремль стал только с приходом Советской власти, и по сегодняшний день он символизирует российскую государственную власть. Величие и непревзойденность Кремлю придает его месторасположение, помимо того что это географический центр Москвы, так это еще и Красная площадь – не менее важный символ города. Архитектура площади поистине величественна и считается одной из самых красивых в мире

Именно поэтому данное место притягивает внимание многочисленных туристов из разных уголков мира. Стили архитектуры Москвы — это смешение и разнообразие, яркий контраст и неповторимый колорит

Памятники архитектуры москвы

Уход от барокко

Прежде чем говорить о русской архитектуре 19 века, рассмотрим один из стилей, с которого она началась. Барочную архитектуру в России в конце XVIII века сменяет классицизм. Этот термин происходит от латинского слова «образцовый». Классицизм является художественным (в том числе и архитектурным) европейским стилем, сложившимся во Франции в XVII веке.

В его основу положены идеи рационализма. С точки зрения приверженцев этого стиля, произведение искусства, строение должно опираться на строгие каноны, подчеркивая тем самым логичность и стройность всего мироздания. Интересным для классицизма является лишь вечное, незыблемое. В любом явлении он стремится выделить его типологические, существенные черты и отбросить индивидуальные, случайные признаки.

Современная жизнь исторических зданий

В процессе реставрации памятника архитектуры важно соблюсти баланс между сохранением исторического наследия и современной функциональностью здания. При разработке и воплощении плана приспособления объекта перед реставраторами стоит очень сложная задача: вписать в историческое пространство новую функцию дома, не нарушив и не повредив подлинные детали памятника

Обычно после реставрации в исторических зданиях размещаются школы, библиотеки, магазины, лечебные учреждения и другие социальные объекты. Например, в доме статского советника Андрея Дашкова (Дашков переулок, дом 7) работает теперь детская клиника. Здание, ставшее памятником архитектуры, было возведено в начале XIX века, в 1869-е годы в нем жил директор Румянцевского музея Василий Дашков. Бывшее Миусское трамвайное депо превратилось в гастрономический центр. В павильоне № 71 «Атомная энергия» на ВДНХ после реставрации открылся дворец госуслуг «Мои документы». Павильон № 58 «Земледелие» переоборудовали в центр славянской письменности «Слово», а в павильоне № 62 «Охрана природы» разместился Международный центр балета.

Памятники архитектуры москвы

Иногда у здания уже есть определенная функция, поэтому задача реставраторов — сохранить и усовершенствовать ее. Так произошло с детской музыкальной школой имени Р.М. Глиэра. Она была открыта в 1933 году, и с тех пор в доме номер 29 на Большой Якиманке учили юных москвичей музыке. Спустя почти столетие здание изрядно обветшало и стало небезопасным для детей. Специалисты укрепили конструкции четырехэтажного дома, восстановили его исторический фасад, а внутри отремонтировали два концертных зала, фойе, коридоры и 28 учебных кабинетов. Дети во время работ занимались в другом здании.

Памятники архитектуры москвы

Еще один пример удачного приспособления объекта культурного наследия под современные нужды — здание Дома-музея Тургенева на Остоженке. В прошлом году он открылся после четырех лет кропотливой проектной и реставрационной работы.

Двухэтажный деревянный дом с антресолями был построен в начале XIX века. До 1917 года в доме жила семья Ивана Тургенева. Позже в нем находились коммунальные квартиры. В 1960-е его признали памятником культуры, а в 1974-м — после расселения коммуналок — в здании провели первую реставрацию. До конца 2000-х здесь располагалась организация «Спортинтерпром».

Памятники архитектуры москвы

В преддверии 200-летия писателя здание комплексно отреставрировали. Специалисты усилили фундамент и несущие конструкции, отреставрировали деревянные стены, окна, двери, интерьеры и фасады. Кроме того, в здании расширили входную группу и подвал, а также воссоздали деревянную лестницу между первым и вторым этажами. Благодаря встроенному лифту музей стал доступен для маломобильных посетителей. Теперь в доме-музее хранится более 1500 экспонатов. В их числе — последний прижизненный портрет Ивана Тургенева, раритетные издания его книг и другие уникальные предметы.

Петербургское и московское направления

Русский ампир разделился на два направления: московский и петербургский. Это деление являлось не столько территориальным, сколько характеризующимся в зависимости от степени его отхода от классицизма. Наибольшим этот отрыв был у петербургских архитекторов. Наиболее видными его представителями являлись:

  • Андрей Воронихин.
  • Андреян Захаров.
  • Василий Стасов.
  • Жан Томон.
  • Карл Росси.

Среди архитекторов Москвы к крупнейшим мастерам рассматриваемого периода относятся:

  • Осип Бове.
  • Доменико Жилярди.
  • Афанасий Григорьев.

Среди скульпторов можно выделить Феодосия Щедрина и Ивана Матроса. В российской архитектуре ампир был ведущим стилем до 1830-40-х годов. Интересно, что его возрождение, хотя и в несколько иных формах, произошло в СССР. Это направление, пришедшееся на 1930-50-е гг. ХХ в., стало называться «сталинским ампиром».

Ростов-на-Дону

Ворота Кавказа, Столица Юга, Ростов-Папа- все это Ростов-на-Дону.
Ростов -самый густонаселенный (1.2 млн. человек), среди городов Российского юга и десятый в стране по численности. Расположен он на юго-востоке Восточно-Европейской равнины, на берегу великой русской реки Дон, административный центр Южного Федерального Округа и Ростовской области.

Памятники архитектуры москвы

Переплетение национальностей и религий, представленных в Ростове, рисует неповторимую картину многообразия архитектурных форм и вариаций, отраженных в зданиях, принадлежащих той или иной конфессии: около полусотни православных церквей, венец великолепия которыx — Кафедральный Собор Рождества Пресвятой Богородицы или небольшая, оставшаяся от утраченного ныне монастыря- Церковь Святого Креста, Армянской Апостольской Церкви, а также Соборная мечеть и солдатская синагога. И все это лишь небольшая часть мест, куда туристу стоит сходить в Ростове-на-Дону.

Ростов-на-Дону – город воинской славы, входит в десятку городов, которым был нанесен наибольший ущерб, в ходе Великой Отечественной Войны.
Мемориальный комплекс «Город Воинской Славы» открыт в мае 2010 года на площади перед зданием аэропорта — его видит каждый, кто прилетает в Ростов-на-Дону.

Ростов — город не только славного прошлого, но и будущих побед, принимает Чемпионат Мира 2018 года. Летом на изумрудный газон «Ростов-Арены» выйдут сборные Бразилии и Швейцарии, Уругвая и Саудовской Аравии, Кореи и Мексики, а также Исландии и Хорватии, здесь же пройдет один из матчей 1/8 финала.

Памятники архитектуры москвы

Псевдорусский стиль

Памятники архитектуры москвы

В архитектуре 19 века наблюдается период увлечения такими небольшими декоративными формами, характерными для XVI века, как крыльцо, шатер, кокошник, кирпичный орнамент. В подобном стиле работают архитекторы Горностаев, Резанов и другие.

В 70-х годах XIX века идеи народников пробуждают в художественных кругах большой интерес к культуре русского народа, к зодчеству крестьян и архитектуре XVI-XVII веков. К одним из самых ярких строений, выполненных в псевдорусском стиле этого периода, относят Терем архитектора Ивана Ропета, находящийся в подмосковном Абрамцеве, и построенную Виктором Гартманом типографию Мамонтова в Москве.

Памятники архитектуры москвы

В конце XIX — начале XX века происходит развитие неорусского стиля. Находясь в поисках простоты и монументальности, архитекторы обратились в сторону древнейших памятников Новгорода и Пскова, а также к традициям русского Севера. Этот стиль в Санкт-Петербурге воплотился, главным образом, в постройках церковного назначения, выполненных:

  • Владимиром Покровским.
  • Степаном Кричинским.
  • Андреем Аплаксиным.
  • Германом Гриммом.

Но в неорусском стиле строились также и дома, например, доходный дом Купермана, возведенный по проекту архитектора Лишневского А. Л. на улице Плуталовой.

Москва

Столица. Горделивая и никем не покоренная, город контрастов . Второй номер рейтинга и главенствующее место в экономической, политической, культурной и спортивной жизни страны.
Несомненно центр притяжения инвестиций, место где бок о бок живут инновации и убеленные сединами времен исторически значимые, охраняемые ЮНЕСКО здания.

Красная площадь, Собор Василия Блаженного, Храм Христа Спасителя, Москва- Сити, смотровая площадка Воробьевых гор и Останкинская башня, узкие улочки Китай-города и широченные магистрали правительственных трасс, несущих нескончаемые потоки туристов из трех аэропортов, чтобы позднее развезти гостей столицы во все уголки России с девяти столичных вокзалов.

Памятники архитектуры москвы

Центральный город Чемпионата Мира 2018 , город на семи холмах, всегда распахнутый навстречу гостям, уважающий чужие и ревностно хранящий свои традиции.
Православные церкви и мечети, синагоги и католические соборы, суперсовременные высотки и резные палисады окошек деревянных домов-памятников архитектуры города все это соседствует и взаимодействует в огромном котле, имя которому Москва.
Сложно определить места для посещения в Москве, ее непрестанно открываешь по-новому, каждый раз и каждый новый день.

Памятники архитектуры москвы

Начало XX века: уютный модерн

В стиле модерн в Москве построено много особняков. Как нельзя кстати в строительстве частных домов оказался характерный для модерна принцип «изнутри наружу»: сначала планировали количество и расположение комнат, потом придумывали внешнюю оболочку. Архитектор становится художником: может нарисовать, например, собственную форму окна.

Особняк Рябушински

Активно используют новые материалы – например, металл, декоративная штукатурка, плитка («Эклектика металлические конструкции стыдливо прикрывала», – отмечает Беззубцев), новое осмысление дерева. Великолепный пример модерна – особняк Рябушинских.

Памятники архитектуры москвы

Московский особняк крупного предпринимателя Степана Павловича Рябушинского, построенный в 1900-1902 гг.

Архитектурный классицизм

Памятники архитектуры москвы

Для архитектурного классицизма основной чертой является обращение к формам, характерным для античного зодчества, рассматриваемым как эталон простоты, строгости, гармонии, логичности. В целом он отличается регулярной планировкой, четкостью формы, которая является объемной. В его основе лежит ордер, близкий к античности по формам и пропорциям. А также классицизму присущи симметричные композиции, сдержанность декора, регулярность в городской планировке.

Памятники архитектуры москвы

Центрами классицизма в России были Москва и Петербург. Его яркими представители — Джакомо Кваренги и Иван Старов. Типичными классицистическими зданиями являются Таврический дворец в Петербурге, Троицкий собор, находящийся в Александро-Невской лавре, архитектором которых был Старов. По проекту Кваренги были построены Александровский дворец, Смольный институт, Академия наук. Творения этого архитектора являются символом петербургского классицизма.

Астрахань

Административный центр Астраханской области, старейший экономический и культурный центр Прикаспия, известный еще в 13-14 веках во времена Золотой Орды, как один из важнейших пунктов караванной торговли на пути Восток-Запад, с заметно развитыми ремеслами, выделяющимися ювелирным и гончарным делом.

Памятники архитектуры москвы

Позже, уже в эпоху Астраханского Ханства, Каспийская столица переживает новый экономический подъем, в силу своего удачного расположения – в верхней части дельты Волги, на 11 островах Прикаспийской низменности, начинает привлекать внимание Турции, Крымского Ханства и Ногайской Орды, в ходе многочисленных стычек и конфликтов, в конце -концов присягает на верность Московскому царю Ивану Грозному.
Астрахань признана одним из 104 городов, особенно важных исторически.
Многообразие церквей, величественный Астраханский кремль, Астраханский государственный театр оперы и балета- лишь немногие места, куда стоит сходить, оказавшись в Астрахани, в первую очередь

Памятники архитектуры москвы

Храм Христа Спасителя

Богата памятниками архитектуры столица российского государства

Берущее своё начало в 1147 году, Москва всегда привлекала внимание зодчих, художников, людей искусства из разных стран мира. Они строили, украшали здания, делали уникальными целые комплексы

Многие из них утрачены навсегда из-за многочисленных пожаров, захватнических войн, политических реформ, когда уникальные сооружения сносили, взамен их строили громоздкие здания, отличающиеся безвкусицей, неприглядным видом. Часть памятников архитектуры Москвы сохранилась лишь  в летописях.

По счастливой случайности в столице России живы и продолжают поражать своей красотой, невероятным смешением стилевых направлений многие старинные сооружения. Большинство из них являются образцами российского зодчества. Один из уникальных  памятников архитектуры — Храм Христа Спасителя.

Драматичная судьба у этого памятника. Его возведение было благодарностью русского народа Всевышнему за помощь в войне с Наполеоном. Сначала закладывалось здание по утверждённому Александром I победившему в большом конкурсе проекту известного в то время архитектора А.Л. Витберга. Это произошло в октябрьские дни 1817 года. Вскоре обнаруживается, что почва под будущим зданием слабая из-за протекающих под ней небольших речек. 

Умирает Александр I. Николай I, пришедший ему на смену, останавливает строительство. Это происходит в 1826 году. Через 6 лет самодержец утверждает проект, предложенный архитектором К.А.Тоном. В первой половине апреля 1839 году происходит вторая торжественная церемония по закладке Храма. И только спустя 43 с половиной года был праздник его открытия. Строительство Храма Христа Спасителя шло под патронатом четырёх самодержцев: Александра I, Николая I, Александра II и Александра III. Врата изготовлены по образцам, которые представил граф Ф.Толстой.

Памятники архитектуры москвыЕсли мерить  историческими мерками, Храм прожил совсем недолгую жизнь. Сначала в 1918-ом его полностью лишили государственной поддержки согласно декрету, в котором говорилось об отделении государства от церкви  и церкви от школы. Так произошло начало гонения на церковь, принявшее впоследствии гигантский размах. И наступила чёрная дата Храма Христа Спасителя — 5 декабря 1931 года.

Храм, олицетворяющий собой,  прежде всего память славы российских воинов, был разрушен варварским способом. Но в сердцах простых людей эта память жила, как и не умирала мечта со временем возродить Храм. Движение по его возрождению возникло накануне 90-х годов.  И отозвалось это движение в сердцах людей всей страны.

У истоков этого движения стояли композиторы В.П.Мокроусов и Г.В.Свиридов, писатели В.Г.Распутин, В.П.Крупин и В.А.Солоухин.      Синод РПЦ благословил деятельность по восстановлению сооружения и с соответствующим посланием обратился к руководству страны. В просьбе было высказано предложение восстановить здание будущего собора на том месте, где и высился изначально. В августе 1996 года Патриарх Алексий II освятил  главный престол. Произошло это в Спасо-Преображенской церкви. В скором времени здесь начались Богослужения. Российская академия художеств в невероятно короткие сроки возродила оформление Храма. Своё мастерство показали многие мастера живописи  скульпторы. Считается, что у этой работы нет аналогов.

Незадолго до наступления 2000 года Храм Христа Спасителя был освящён патриархом Алексием II, отслужившему по этому случаю молебен. Сегодня это самый высокий из православных церквей кафедральный собор. Он является выдающимся памятником архитектуры, воплотившим в себе веяние времён двух веков.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

3 × 3 =

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector